Игры в маркетинг
Edge Computing — это всего лишь новая «маркетинговая упаковка» уже используемых технологий на базе контейнерных и микро-ЦОДов. Но и она небесполезна, считает Павел Рыцев, ИТ-директор, руководитель Центра компетенции по импортозамещению и Open Source в ALP Group. Ниже короткий комментарий Павла, который он дал в ответ на очередной «технологический» запрос журнала ИКС.
Какие, по вашему мнению, новые технологии будут в ближайшее время оказывать существенное влияние на рынок Edge Computing (гиперконвергенция, IoT, VR, AR)?
Все перечисленные. Ведь главная идея Edge Computing — придвинуть вычислительные мощности ближе к клиенту — затрагивает каждую из упомянутых технологий. Однако и VR, и AR сами нуждаются в доразвитии. Стать массово востребованными им мешает ощутимая грань между виртуальным и реальным миром. Слишком большой лаг между действием пользователя (например, поворотом головы) и реакцией системы на него. Над уменьшением этого лага сегодня бьются все ведущие производители VR/AR-решений, но пока без особого успеха.
Еще одна технология, которая повлияет на рынок Edge Computing, когда задержка между действием пользователя и ответом системы станет минимальной, — стриминг игр (у пользователя будет терминал, который принимает и показывает «картинку», а обрабатываться изображение будет в ЦОДе, где стоят серверы с массой видеокарт). Но пока об этом говорить рано.
Гиперконвергенция, которая влияет на Edge Computing уже сейчас, позволяет создавать очень плотные, компактные и высокопроизводительные системы и упаковывать их в минимальные объемы, удовлетворяя тем самым потребность, которую, кстати, создают по большей части как раз VR и AR.
Каковы перспективы развития российского рынка Edge Computing? Какие существуют проблемы?
Если мы говорим о потребительском digital-рынке (музыка, видео, электронные издания), на который направлен и стриминг игр, и VR, и AR, то в России и на постсоветском пространстве он практически неразвит. Низкие доходы россиян, за исключением определенных социальных групп в крупных городах, не позволяют этому рынку работать в полную силу. Производство и продажа качественного цифрового контента — это недешево, так как требует внедрения всех дорогостоящих технологий. Кроме того, эти технологии быстро устаревают. То есть через два года после их внедрения бизнесу нужно будет делать новые и большие вложения в технологическую часть. А без развитого цифрового рынка, который позволил бы быстро вернуть вложения, это невозможно. Поэтому мы почти не видим известных проектов в этой области. Более или менее сводят концы с концами платные сервисы подписки на музыку и платные кинотеатры (ivi.ru, megogo.net). Последние — в основном за счет рекламы. Но доходы их невелики, и решающего влияния на развитие цифрового рынка они не оказывают.
Если говорить о перспективах решений Edge Computing в части умных городов, то в городах-миллионниках двигать ЦОДы еще больше к потребителю смысла нет. Задержки в считанные миллисекунды не имеют особого значения на пользовательском уровне. На производстве же (ТЭК и предприятия из других сфер, приближенные к ресурсной базе) уже не один десяток лет хорошо работают и дальше будут работать контейнерные ЦОДы. В этом нет ничего нового, кроме «маркетинговой упаковки». Это не значит, что она бесполезна, ведь она совершенно справедливо еще раз обращает внимание на полезную возможность придвинуть вычислительные мощности к потребителю, оптимизировать расходы на каналы связи или, скажем, при небольшой ширине каналов проанализировать огромные массивы объективных данных (Big Data, Deep Learning) не в центре (поскольку предприятие не сможет передать их по узким каналам связи из регионов в центр), а на месте. Такая архитектура позволяет передавать в центральный офис гораздо меньший объем данных (и уже не сырых, а обработанных). Например, в виде отчетов и аналитики, на основании которых руководство предприятия будет принимать верные управленческие решения.
IoT на производстве (оснащение десятками общающихся между собой датчиков каждого элемента оборудования) тоже требует передачи, хранения и обработки большого объема сырых данных. Поэтому если передать эти данные невозможно (например, из-за отсутствия широких каналов связи или нестабильности их характеристик), производственным предприятиям стоит подумать о придвижении обработки данных поближе к датчикам.
Заменит ли Edge Computing классические (централизованные) облака? Как будет происходить взаимодействие этих технологий?
Скорее, эти технологии будут дополнять друг друга. Там, где есть широкие каналы связи и несущественны задержки системы в ответ на действия пользователей, эффективнее будут классические ЦОДы (это, например, весь web). В каких-то других случаях — классические облака. Не вижу причин, чтобы одна технология вытесняла другую.