Корысти ради
Вот уже три года Россия живет в сложных экономических условиях. Практически сразу же с наступлением кризиса Правительство России провозгласило курс на импортозамещение. Причем, ИТ были объявлены одной из ключевых областей, где российские решения должны были занять подобающее место. Если в сегменте прикладного ПО отечественные разработки еще находили применение, то в области системного ПО, операционных систем, СУБД и прочего правили бал западные продукты, не говоря уже об аппаратных платформах.
В первую очередь импортозамещение в ИТ необходимо государственным и муниципальным структурам и компаниям, а также предприятиям, попавшим под действие антироссийских санкций. Для государства отказ от западного ПО — это, прежде всего, безопасность. Заказчики из госсектора обязаны, при наличии полноценного аналога в Едином реестре российских программ, выбрать из него необходимый продукт, а при отказе — обосновать свое решение. Перед попавшими под санкциии предприятиями стоит другая проблема: западный поставщик просто откажется продавать им свой продукт, продлевать существующую лицензию или оказывать техническую и сервисную поддержку.
Цена + экспертиза
Но есть и вполне обычные компании, которые не связаны ни законодательными, ни санкционными ограничениями. Для них ключевым фактором является возросшая стоимость западных ИТ-продуктов. Чаще всего это средние и небольшие компании, которым сложно получить скидку или какие-либо другие «особые условия» у вендора. Тем не менее, и этим компаниям нужно развитие, а без современных ИТ-решений оно практически невозможно. Как поступить в этой ситуации, какую стратегию избрать? Переходить на российские программные продукты, на свободное ПО, либо увеличивать бюджет и продолжать использовать западные системы?
Как полагает Михаил Филипенко, генеральный директор компании Fast Reports, бизнес делит ПО не на российское и зарубежное, а на качественное и некачественное. «В условиях ограничения конкуренции у некачественного появляются шансы. Каков будет результат, полагаю, очевидно — технологическое отставание у тех, кто вынужден приобретать из ограниченного предложения», — отмечает он.
По мнению Вадима Мамедова, коммерческого директора компании Insider Russia, ценность зарубежных продуктов не только в наличии той или иной функциональности, но и в экспертизе, которая стоит за ним, лучшими практиками, собранными международным разработчиком по всему миру. В свою очередь, Максим Болышев, заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab считает, что для коммерческой компании тема импортозамещения может быть актуальна лишь в том случае, если на рынке появился отечественный аналог ПО, который по многим или некоторым ключевым для организации параметрам превосходит тот продукт, который она в настоящее время использует.
«Для любой коммерческой компании выбор технологий определяется совокупностью факторов: ценой продукта в контексте ожидаемой бизнес-ценности и стоимостью владения на полном жизненном цикле — говорит Максим Михалев, директор по развитию бизнеса ГК Сustis, — Исходя из данной логики, можно предположить, что дрейф в сторону российского софта будет планомерно нарастать. В первую очередь импортозамещение проводится в сегменте учетных систем. Такая тенденция заметна и в сегменте информационной безопасности (антивирусы, IAM и т. д.), где уже достаточно много недорогих российских продуктов. Кроме того, нарастает масса узкоспециализированных российских продуктов — CRM, CMS, систем сбора и обработки данных, аналитических систем — которые успешно конкурируют с продуктами от крупных вендоров благодаря низкой цене и большей концентрации на конкретных задачах клиентов».
В чем сила российских разработчиков
Итак, проблема импортозамещения так или иначе интересует всех, правда обычные коммерческие компании смотрят на нее под другим углом. Но созрел ли российский ИТ-рынок для того, чтобы предоставить заказчикам весь стек необходимых им решений? «У отечественных решений есть перспективы там, где уже есть определенный задел, или где объем инвестиций, требуемых для создания коммерческого продукта, сравнительно невелик. Например, крупные отечественные игроки, работающие на рынке ERP, CRM, систем документооборота, распознавания текста или антивирусного ПО. Для них есть реальные перспективы удержания или увеличения доли локального рынка. Однако вряд ли в ближайшее время мы увидим отечественную ERP систему класса Enterprise», — считает Тимофей Хорошев, директор группы по оказанию услуг в области управления информационными рисками KPMG в России и СНГ.
Тагир Яппаров, председатель совета директоров ГК «АйТи», признает, что основные ниши, занятые российскими ИТ-разработчиками — это, прежде всего, бизнес-приложения, автоматизированные банковские системы, информационная безопасность. В то же время, в таких сегментах, как операционные системы, базы данных и офисные пакеты, по мнению Тагира Яппарова, лидируют западные вендоры. «Переход на российские аналоги здесь возможен, однако для этого на рынке должны появиться не только сами продукты, но и быть создана развитая инфраструктура „вокруг“ продукта», — говорит он.
СПО: пока не магистральный путь
Одним из возможных вариантов импортозамещения ИТ-продуктов может стать свободное программное обеспечение (СПО). В этом сегменте зачастую отсутствуют какие-либо ценовые отчисления за лицензию, нет государственных ограничений, исходный код доступен заказчику. При этом поддержка СПО сопряжена с определенными трудностями, если, конечно, не приобретать платный контракт на сервисное обслуживание. Тем не менее, даже в таких областях, как СУБД, российские СПО-проекты за последнее время шагнули далеко вперед. К примеру, вклад российских разработчиков в свободно распространяемую СУБД PostgreSQL весьма значителен и оценен мировым сообществом. Как нам рассказал Иван Панченко, генеральный директор компании Postgres Professional, коммерциализацией опыта по созданию PostgreSQL компания начала заниматься всего два года назад, со значительным отставанием от западных коллег, но уже сейчас они смотрят на Россию, как на третий по значимости мировой центр разработки этой СУБД.
Среди ИТ-директоров есть немало энтузиастов СПО, но в целом, в качестве магистрального пути импортозамещения, свободный софт воспринимают далеко не все. «Использовать СПО в разработке решений можно, но говорить о том, что СПО — альтернатива коммерческим продуктам, то же самое, что верить в импортозамещение офисных продуктов. СПО можно успешно использовать только в узких и конкретных задачах, при этом должно иметься зрелое сообщество, готовое трансформироваться в коммерческие компании и качественно оказывать коммерческие услуги по поддержке и внедрению. А многие считают, что СПО — это такие же программы, которые можно бесплатно установить и использовать, наравне с коммерческим софтом», — комментирует Антон Лебедев, ИТ-директор компании «Время простора».
«В отличие от „платных“ проектов, никто не сможет гарантировать вам развитие СПО, своевременную правку багов, наращивание функционала и так далее. Как правило, такие проекты держатся на плечах энтузиастов, и говорить о многолетней перспективе не приходится. Но есть смысл использовать бесплатный софт для решения мелких прикладных задач. И страна, поставляющая решение, тут будет вторична», — констатирует Николай Пацков, генеральный директор компании «Конструктор документов FreshDoc.ru».
Сделано в России, чтобы быть ближе
Говоря о преимуществах проприетарного российского ПО по сравнению с западными аналогами, эксперты упоминали не только более выгодную стоимость лицензии, но и доступность и открытость разработчиков к любым замечаниям, предложениям и пожеланиям заказчика. Павел Рыцев, ИТ-директор и руководитель Центра компетенции по импортозамещению и Open Source компании ALP Group, уверен, что одно из важнейших преимуществ российских ИТ-компаний — это возможность предоставить более полную и качественную техническую поддержку, чем у продуктов западных производителей.
Семь раз подумай, один раз купи
Мы видим, что российский ИТ-рынок развивается, в том числе и в качественном аспекте, а импортозамещение является одним из движущих факторов такого развития. В каких же случаях заказчикам лучше остаться на западных системах, увеличив при необходимости бюджет на ИТ?
Если кто-то задумывается о переходе в «серую» зону, эксперты категорически не рекомендуют этого делать. «Постепенная замена наименее критичных сервисов компании на СПО-компоненты позволяет снизить общий ИТ-бюджет на лицензии, — комментирует Павел Рыцев (ALP Group), — И при том же размере бюджета сохранить коммерческое ПО в самых критичных для бизнеса сервисах. Это хороший вариант, препятствующий уходу компаний в серую зону, подразумевающую нарушение условий лицензирования, остановку оплаты лицензий, опасный для бизнеса отказ от платной поддержки. Сегодня, в эпоху жесточайшей зависимости буквально всего от ИТ, серая зона — это чрезвычайно рискованный и невыгодный стратегически путь «оптимизации ИТ-бюджета».
Борис Тоботрас, директор Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет», считает, что всегда нужно тщательно анализировать существующие на рынке предложения, а оставаться на западных системах целесообразно лишь в тех случаях, когда анализ показывает отсутствие или невыгодность альтернатив. При этом, разумеется, выгоду нужно оценивать не по стоимости лицензии или ее отсутствию, а по общей стоимости владения, включая поддержку, переобучение пользователей, конвертацию данных и документов и другие расходы.
Конечно, заказчикам, не обремененным санкционными или законодательными ограничениями, не следует заниматься «благотворительностью» по отношению к российским ИТ-компаниям, ведь мы не будем покупать в магазине вещь, которая нам не подходит, и мы не готовы ее носить.