Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?

Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель экспертного направления ALP ITSM.
Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?

Долгосрочный тренд на централизацию управления IT-инфраструктурой сыграл с российскими офисами зарубежных компаний злую шутку. Экономически и логически оправданный в обычное время, в условиях санкционной войны он поставил под удар работу подразделений западных компаний в России.

Риски, которым подвергается оставшийся без управления из центра бизнес, напрямую зависят от того, насколько локальная инфраструктура «проросла» в международную. Аудит показывает, что данные российских офисов зачастую хранятся в дата-центре в другой стране или облаке западного сервис-провайдера. Управление лицензиями и сервисами осуществляется из «головы», так что у IT-специалистов в России может не быть даже актуальной документации по системам. В качестве аппаратного слоя часто используется дорогостоящее оборудование, поддержка которого прекращена. В результате компания здесь остается без поддержки, без возможности купить привычные лицензии и спрогнозировать IT-бюджет.

> 25 млн. руб.
возможные потери бизнеса при отсутствии локализации ИТ‑инфраструктуры

Чем это чревато? Потенциальный ущерб для бизнеса достаточно существенный. По нашим оценкам, затраты на восстановление инфраструктуры и возможные потери бизнеса, если локализация ИТ-инфраструктуры не будет проведена в срок, могут составлять до 25 млн рублей. Есть риск приостановки бизнеса на срок от нескольких месяцев до полугода в случае, если компании потребуется разработка собственного ПО. Поэтому локализацию лучше начинать как можно раньше, и вот какие рекомендации стоит при этом учесть.

1. Сначала выясните потребности

В среднестатистической компании IT-служба реализует цифровизацию на свое усмотрение, не соотнося ее с реальными потребностями подразделений. Внедрения систем могут осуществляться по указанию из центрального офиса, по техническим или даже имиджевым соображениям, многие решения работают исторически. Сейчас, когда настало время полного перестроения IT-инфраструктуры, подходящий момент взглянуть по-новому на эту практику. Прежде чем пересобрать IT-ландшафт, выясните, какие сервисы на самом деле нужны бизнесу и в каком именно виде. Это действие должно быть первым, потому что дальше вам нужно будет четко построить маршрут из точки «А», где сейчас находится компания, к точке «Б». Конечно, можно на скорую руку подобрать аналоги существующих продуктов, но это совершенно точно путь в никуда.


Читайте по теме: Локализация или импортозамещение в ИТ? Рассказываем, что у них общего, а чем эти процессы отличаются.


2. Не бойтесь менять решения или архитектуру

Поговорим об этом подробнее. Сохранить «статус-кво», перебирая продукты от «дружественных» вендоров, точно не получится. Слишком многое сейчас подлежит пересмотру и переформатированию. Компании действуют наоборот: лишившись почтовой службы на базе Microsoft Exchange Server, пытаются найти полный его аналог. Но кто сказал, что это лучшее решение задачи? Нужно рассмотреть и другие возможные альтернативы. Например, корпоративные почтовые сервисы из облака могут оказаться удобнее и дешевле, здесь можно привести в пример полностью локальный сервис «Яндекс 360». Работать с ним будет намного легче как конечным пользователям, так и системным администраторам. Им не нужно будет учиться поддерживать сложный программный продукт, который они в первый раз видят. В облаке все технические моменты решаются намного проще.

Кроме того, замена иностранного ПО не всегда означает поиск аналога отечественной разработки. Существует огромный рынок open-source продуктов, по-прежнему доступных российским компаниям, их выбор огромен. Чтобы сделать переход качественным, нужно обязательно провести аудит существующей ИТ-инфраструктуры, измерить «дано», актуализировать потребности бизнеса — и только потом составлять подробную карту новой ИТ-инфраструктуры и готовить план поэтапного переключения.

3. Используйте помощь со стороны

Даже крупной ИТ-службе провести полную пересборку технологического ландшафта, да еще и в сжатые сроки, просто не по силам. В компании, как правило, есть команда, которая привыкла работать с Microsoft, и таких специалистов в ИТ-отделах до 90%. Те профессионалы, которые умеют работать с альтернативными платформами, более редкие — и как следствие их труд оплачивается выше. Вырастить «с нуля» такого сотрудника еще дороже и дольше, чем нанять готового на рынке труда. Если все-таки пригласить нескольких «звезд», то придется решать вопрос, чем их загрузить по окончании основного проекта.

на 90%
меньше рисков при построении грамотной ИТ‑инфраструктуры

Выход заключается в том, чтобы снизить требования компании к внутренним компетенциям в IT: где-то перейти в облако, а где-то прибегнуть к IT-аутсорсингу. Облачные решения администрируются техническими службами сервис-провайдеров, они хорошо задокументированы, провайдеры заинтересованы быстро решать все вопросы пользователей. Что касается IT-аутсорсинга, то спрос на него растет год от года не случайно: это действительно возможность получить доступ к топовым консультантам и быстро решить все имеющиеся проблемы.

4. Сделайте пилотный запуск

В IT-аутсорсинге никто не работает без «пилотов», но если вы все-таки действуете своими силами, ни в коем случае не пропускайте этот этап внедрения. Особенно если за проект отвечают внутренние специалисты, которые первый раз имеют дело с конкретным решением, системой или платформой. В ходе развертывания возникает множество нюансов, предостеречь от которых может только опыт. Мелкие или крупные, технические ошибки просто неизбежны. На стадии пилота вы сможете обдумать большую часть критических для работоспособности IT-инфраструктуры багов и подойти к стадии продуктива с более жизнеспособным решением. Чем плавнее пройдет пилот, тем меньше будет нагрузка на компанию при переходе.

5. Поверните время в свою пользу

Критическая точка на рынке еще не достигнута: многие из внедренных ранее решений могут работать в течение 1-2 лет на тех лицензиях, что были оплачены ранее. Это время надо использовать в свою пользу. На развертывание решений, от стадии обследования и планирования до имплементации, требуется от месяца и более. Чтобы уложиться в сроки, не лишним будет увеличить команду, отвечающую за переход. Запуская несколько новых сервисов параллельно, с учетом того что на один запуск в среднем уходит 2-3 месяца, вы сможете пересобрать IT-ландшафт в разумные сроки. Здесь также помогут облачные сервисы и аутсорсинг, в сложившейся ситуации все это даст вам дополнительные ресурсы.

Построение и реализация грамотной IT-стратегии снижает риски на 90% и ускоряет перезапуск бизнеса до 2-3 недель без простоев и видимых сбоев. Основная задача — нивелировать или уменьшить риски при отторжении российского подразделения от общей части компании. И это именно тот случай, когда заранее подстеленная соломка позволяет избежать очень больших проблем в будущем.

Свежие новости и статьи

21 ноября 2024

Вебинар о миграции IT-инфраструктуры в облако: как избежать рисков

11 ноября 2024

Как мигрировать IT-инфраструктуру в облако с минимальными рисками: опыт Cloud.ru и ALP ITSM

8 ноября 2024

Конференция “Время комплексных бизнес-решений”

10 октября 2024

ALP ITSM соответствует стандартам системы менеджмента качества

1 октября 2024

День ИТ соЛИДарности

4 сентября 2024

Локализация ИТ-инфраструктуры: кому нужна, как и когда лучше сделать

Закрыть

Запрос КП

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Получить консультацию

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Обратный звонок

Оставьте ваши контакты — ФИО и телефон. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ваша заявка успешно отправлена!

Наш менеджер перезвонит в ближайшее время.
Отвечаем за 1 час по будням с 9:00 до 19:00.
Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день с 9:00 до 10:00.

А пока предлагаем —

Познакомиться с историей, компетенциями, ключевыми сотрудниками ALP ITSM
Почитать 120+ отзывов российских и между­народных клиентов