Импортозамещение на Урале
О работе интеграторов в уральском регионе рассказывает Дмитрий Бессольцев, руководитель департамента IT-аутсорсинга и проектов компании ALP Group.
Одна из особенностей Уральского региона — высокий уровень технологического развития, распространяющийся и на ИТ. Спрос в них здесь традиционно высок, в частности, уральские компании осознают свои потребности в IT-сервисах лучше многих аналогичных по масштабу и направлению деятельности предприятий из других регионов. Это в полной мере относится и к сегменту SMB. Так, сегодня только в Екатеринбурге насчитывается свыше 200 тысяч SMB-предприятий и их количество, даже с учетом кризиса, растет на 10-15% в год. При этом уральские средние и даже малые компании сегодня заметнее, чем когда-либо, делают ставку на инвестиции в современные технологические решения. Динамика нашей клиентской базы также подтверждает, что у SMB-компаний продолжает расти потребность в облачных продуктах и ресурсах в облаке, причем все популярнее становится связка сервисов SaaS и IaaS. И Екатеринбург тут не исключение.
Cпрос на IaaS в регионе генерируют, в основном, три группы заказчиков из сегмента SMB: небольшие консалтинговые компании (до 100 сотрудников в штате), предлагающие юридические, финансовые и кадровые услуги; рекламные- и web-агентства, а также сервисные компании, которым невыгодно вкладываться в свою инфраструктуру или которые просто не могут себе это позволить. Для предприятий первой группы очень важна рабочая среда, надежность и отказоустойчивость инфраструктуры, обеспечиваемая парой «1С» в облаке плюс удаленный рабочий стол. Рекламным и web-агентствам нужна производительность при сохранении невысокой стоимости, а также гибкая масштабируемость ресурсов при появлении новых клиентов. А малым сервисным (торговым, инженерным, туристическим и др.) компаниям требуется экономия на капитальных расходах и перевод их в операционные — с помощью той же абонентской платы.
Кроме того, все больше средних и небольших региональных заказчиков (Екатеринбург и Свердловская область, Самара и область) используют CRM и Service Desk в «облаке». Первые — для более пристального контроля продаж и работы с клиентами, вторые — для отслеживания качества работы внешних аутсорсинговых компаний в онлайн-режиме. Работа с Service Desk в «облаке» особенно важна для федеральных ритейлеров, взаимодействующих одновременно с десятками внешних партнеров. Замечу, что рост внимания к облачным решениям — общероссийская тенденция. И Екатеринбург в полной мере ее подтверждает.
Со стороны крупных государственных предприятий сохраняется спрос на инфраструктурные проекты и проекты по автоматизации бизнес-процессов. В том числе и для филиалов госкомпаний за пределами Екатеринбурга.
Санкции, как и рост курса доллара, сделавший импортное ПО, оборудование и лицензии для бизнеса неприемлемо дорогими, тем не менее, отразились на нашем бизнесе положительно. Во-первых, потому что развернули заказчиков в сторону OpenSource-решений как возможной альтернативы, которая окажется им по карману, несмотря на некоторые очевидные неудобства (например, отсутствие привычной для многих поддержки вендора). Во-вторых, нормативная база, касающаяся импортозамещения и вступающая в силу в 2016 году, уже сегодня заставляет крупные государственные компании на Урале фокусироваться на том, чтобы начать вынужденную длинную цепочку реальных замен импортных IT-продуктов на отечественные или на те, которые можно представить как российские. У таких предприятий это создает острую необходимость искать сильные компетенции у интеграторов и провайдеров IT-услуг. Причем им нужен такой уровень компетенции, знаний и навыков партнера, который позволит не просто заменить одно решение на другое — на базе проприетарного продукта или продукта с открытым кодом, — но и предусмотреть все последствия такой замены. Параллельно с заменой те же государственные компании — самостоятельно или с помощью внешних экспертов — должны включать в проекты ряд корректирующих действий, которые учитывали бы неэквивалентность замещаемого и замещающего продуктов, а также страховали бы компании от фатальных ошибок.
Приведу пример, касающийся возможности перехода на открытое инфраструктурное ПО, но при обязательном условии сохранения оптимальной работы опирающихся на него бизнес-приложений и отсутствия ошибок при замещении. Данное решение служит ответом на большое и постоянно растущее число запросов от крупных государственных и даже коммерческих компаний. Я говорю об интересе со стороны крупных компаний к миграции с коммерческих СУБД на PostgreSQL. Это компании как с централизованной инфраструктурой, так и многофилиальные предприятия. Enterprise-заказчикам крайне важно оценить и минимизировать технологические и бизнес-риски при смене СУБД. Предоставить такие возможности способен только системный интегратор, обладающий соответствующим опытом и экспертизой как в PostgreSQL и вообще OpenSurce, так и в бизнес-приложениях, которые использует заказчик. Еще лучше, если интегратор имеет в макрорегионе центр региональных компетенций, в котором сосредоточена искомая экспертиза и по OpenSource-решениями, и по продуктам отечественных вендоров (ОС, CУБД, сетевые программно-аппаратные комплексы, возможно, системы телефонии) и из которого она распространяется на весь макрорегион, а не только на отдельные его города.
Мы давно готовим и уже запланировали открытие таких центров, в том числе, и на Урале, потому что видим, насколько силен запрос на эти компетенции интеграторов со стороны крупного и среднего бизнеса из регионов. Причем в следующие несколько лет спрос этот будет только расти — в связи с осознанием крупными компаниями того, что импортозамещение — это долгая и серьезная история, которую не получится переждать. Для нас предоставление клиентам накопленных компетенций по упомянутым выше вопросам — одна из основных точек дальнейшего роста и развития — как на Урале, так в Поволжье и на Северо-Западе.
В Екатеринбурге достаточно велика доля федеральных государственных компаний и предприятий с долей государственного участия, активно автоматизирующих финансовый контур. Хорошим примером служит «Газпромнефть», автоматизировавшая системы бухгалтерского, налогового и коммерческого учета, а также системы управления инвестициями на платформе «1С: Предприятие». Это позволило ей оперативно «поднимать» большие объемы информации по динамике продаж топливной продукции в центр, вовремя получать данные по отгрузкам и централизованно управлять скидками и остатками за периоды. Упомяну также операции, связанные с контролем качества продукции (Уральский шинный завод) и с учетом промышленного оборудования (НПО «Автоматика» и др.). Все эти компании сегодня могут похвастаться развитыми портфелями и каталогами IT-систем, которые охватывают не только текущий период, но и перспективу. У части из них внедрены правильно выстроенные системы управления IT-процессами, позволяющие реально оценивать качество ИТ и, одновременно, оставляющие им пространство для развития, так как IT-процессы, как правило, спроектированы экспертами немного «на вырост». Еще несколько лет назад этого не было. Во многом, эти изменения — тоже заслуга компетентных системных интеграторов.
В связи с тем же импортозамещением государственные компании, в том числе и на Урале, окончательно сосредоточились на заключении контрактов полного жизненного цикла. Когда от момента поставки ПО и оборудования до ввода решений в промышленную эксплуатацию проходит 3-5 лет. Такие контракты являются высокорисковыми для недобросовестных поставщиков (плохое внедрение приводит к тому, что последующая поддержка проекта станет очень больным и дорогим вопросом, а заказчик на себя эти расходы не берет. Таким образом контракты оздоровляют конкурентную среду, снижают вероятность демпинга и поэтому выгодны серьезным исполнителям. С другой стороны, контракты полного жизненного цикла прекрасно страхуют заказчика от неверного выбора исполнителя. Если смотреть на тренд в общерыночном смысле — он открывает средним интеграторам с большим опытом и высокими компетенциями широкий рынок субподряда.
Екатеринбург занимает третье место по объемам товарооборота после Москвы и Санкт-Петербурга. Причем, основа рынка продуктового ритейла Екатеринбурга — именно сетевые операторы (федеральные, с представительствами по всей России и меньше — локальные). В 2015 году к нам идет хороший приток новых клиентов из ритейла, по большей части федеральных, но представленных и на Урале. Согласно нашим данным, все они используют IT-аутсорсинг, как средство оптимизации затрат на IT-сервис. Ритейлеры, прежде всего, намерены сбалансировать с помощью IT-аутсорсинговых компаний удельную стоимость за сопровождение торговых точек, ресурсные затраты на управление 100 и более региональными партнерами. Кроме того, они делают упор на пристальное отслеживание общего качества работы аутсорсера и, в связи с этим, активно используют средства, позволяющие им это (онлайн-доступ в облачный ServiceDesk заказчика или совместная работа).
Сегодня ритейл готов заключать договора только в случае, если ему предоставляют продуманное предложение, учитывающее нужду этого сегмента и в сильных инфраструктурных компетенциях, и в компетенциях, связанных с поддержкой торгового оборудования. Кроме того, обязательной частью адекватного предложения становятся не только региональные коэффициенты, а продуманные процессы управления региональными партнерами, обеспечивающими ритейлу грамотную работу на выездах во всех регионах присутствия. На мой взгляд, это справедливо, потому что вызвано общим дефицитом «легких денег» в стране и подкреплено справедливым желанием бизнеса получать высокую эффективность в обмен на каждый вложенный в IT-услуги рубль.
Среди общих тенденций рынка IT-услуг могу отметить уход с рынка ряда заметных федеральных игроков, например, «Микротеста» и «Армады». Эти компании активно работали на Урале. Кроме того, известно, что, например, в Сибири не удалось удержаться «Группе «Астерос», потративший в 2010 году на выход в регион более полумиллиона долларов.
Высокие ресурсные и финансовые затраты крупных интеграторов на выход в технологически-развитые регионы еще раз подтверждают их высокую привлекательность для федеральных игроков. А их уходы из регионов напоминают рынку о том, что сегодня сильнее, чем когда-либо, стоит учитывать крайне высокую конкуренцию на региональных рынках. Конкуренцию как крупных игроков между собой, так и крупных компаний с более гибкими средними — на фоне менее высокого спроса на услуги. И справедливого желания региональных клиентов покупать услуги с учетом локальной специфики и региональных коэффициентов, а не «жить» в «услугах не по размеру» (крупные интеграторы часто предлагают избыток сервисов, невостребованный средними заказчиками, за которые, однако им приходится платить полную стоимость).