ИТ не хватает льгот
Стратегия развития информационных технологий предполагает преференции для отрасли, но их может оказаться недостаточно.
В проекте Стратегии развития IT-индустрии, разработанном Минкомсвязью, есть такие задачи, как поддержка малого бизнеса, закрепление минимума цифровых услуг для граждан, а также подготовка специалистов для отрасли. RSpectr собрал мнения экспертов рынка о том, что необходимо реализовать для достижения этих планов.
Одно из мнений высказал Дмитрий Бессольцев, генеральный директор ALP ITSM.
Упростить фискальную нагрузку для стартапов
Обновленная Стратегия, о ряде задач которой эксперты RSpectr уже высказались, не обошла вниманием льготы для разработчиков ПО. К примеру, в документе предлагается продлить преференции при оплате страховых взносов и устранить таможенные барьеры по импорту высокотехнологичной продукции.
Генеральный директор компании Attack Killer Рустэм Хайретдинов в беседе с RSpectr отметил, что также было бы неплохо изменить законодательство по налогообложению для стартапов, которые первые несколько лет не имеют прибыли. Новые компании, по его словам, часто не в состоянии платить специалистам большие деньги и пытаются привлечь сотрудников пакетами акций или опционов на их покупку. «Но сейчас опционы — это „серая зона“: бизнесу приходится создавать сложные договоры, чтобы зафиксировать передачу права на выкуп акций по фиксированной цене в случае достижения определенных показателей работы специалиста», — объяснил эксперт.
Доцент департамента правового регулирования экономической деятельности при правительстве РФ Дмитрий Карпухин в разговоре с RSpectr предложил при создании технопарков учреждать на их территории юрисдикции по типу «все включено», где сотрудникам предоставляется максимум льгот и содействие в решении социальных вопросов.
Низкий НДС и доступные кредиты
Генеральный директор «БАРС Груп» Тимур Ахмеров считает, что ключевым шагом к взрывному развитию технологий может стать снижение НДС от услуг по разработке, модернизации и внедрению ПО до 10-15% с сегодняшних 20.
Д. Карпухин рассказал RSpectr, что НДС на производимое программное обеспечение можно уменьшить до 8%.
Это станет логичным продолжением начатой фискальной политики, когда был снижен единый социальный налог для ряда компаний отрасли.
Генеральный директор CorpSoft24 Константин Рензяев считает, что целесообразно (по аналогии с платежами в социальные фонды) предоставить льготу по налогу на прибыль при достижении определенных экономических показателей или по экспорту IT-услуг и софта. В числе приоритетов для отрасли эксперт назвал также доступность кредитов по низким ставкам, так как сейчас компаниям крайне сложно взять cсуду, даже имея историю и основные средства. «Особенно обострил ситуацию крах крупных интеграторов, не вернувших кредиты, что сильно подпортило отношение банков к IT-компаниям», — подчеркнул К. Рензяев.
В проекте Стратегии неоднократно упоминается об устранении административных барьеров, но конкретные механизмы отсутствуют, констатирует ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления РАНХиГС Алексей Ефремов. В этой связи перспективно внедрение специализированной оценки воздействия правового регулирования на развитие IT (проект методики такой оценки разработан Центром).
Смягчить требования к российскому софту
В Стратегии говорится об обеспечении преференций отечественным компаниям в условиях осложнения международной обстановки. Однако российские разработчики, напротив, почувствовали ограничения в процессе импортозамещения технологий.
Гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов в разговоре с RSpectr назвал противоестественным требование обязательного наличия версии программного продукта под Windows. Как выполнить его разработчику, создающему софт для отечественных компьютеров «Эльбрус» и «Байкал», на которых данная операционная система вообще не работает, задается вопросом эксперт.
Стратегия подразумевает, что российские госкомпании должны до 2021 года внедрить «родной» софт более чем на 50 процентов. А. Смирнов говорит, что сложилась парадоксальная ситуация: к отечественному ПО, которое приобретается для нужд федеральных органов, предъявляются более суровые требования, чем к зарубежному.
Таким образом, организациям стало проще обосновать необходимость закупки зарубежных программных продуктов.
Директор департамента IT-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев поделился с RSpectr мнением, что преференции IT-компаниям нужно предоставлять в местах их массового скопления — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, а не в «малонаселенных» с точки зрения IT-кадров регионах.
Сейчас льготы для разработчиков действуют только в особых экономических зонах.
Свободному ПО — господдержку
В Стратегии необходимо сделать акцент на создании в стране центров разработок свободного программного обеспечения (СПО), рассказал RSpectr генеральный директор компании «ИВК» Григорий Сизоненко. Он считает, что поддержка государства в этом вопросе поможет стране перейти из категории потребителя технологий в категорию ключевых разработчиков.
Правительствам США и Европы удалось взять под свой патронаж крупнейшие международные проекты разработки СПО — например, Redhat, Debian. Россия должна изучить и перенять этот опыт, уверен Г. Сизоненко. На разработку и использование отечественных решений надо сориентировать и учебные курсы вузов, создав профильную госпрограмму
Сейчас высшая школа по инерции продолжает готовить потребителей зарубежных IT-технологий, констатирует он.
Миграция IT-специалистов как временная мера
В России насчитывается немногим более 1 млн разработчиков и аналитиков ПО, специалистов по базам данных и сетям. Их доля в общем числе занятых не превышает 1,2 процента. Для ряда государств в Европе с развитой цифровой экономикой, которые при этом не являются лидерами мирового экспорта ПО, этот показатель достигает 2-3,4%, отмечается в Стратегии.
«Нашему государству не надо бояться быть агрессивным в приобретении „мозгов“ на мировом рынке. Хватит быть донором интеллекта для мирового рынка, пора стать его активным реципиентом», — настаивает Г. Сизоненко. Для начала нужно упростить систему оформления на работу иностранных специалистов и получения ими гражданства.
Это правильный путь, особенно в рамках дружественных России стран, подтверждает Д. Бессольцев. Эксперт привел в пример IT-кластер в Белоруссии, где специалистов готовят для работы преимущественно с иностранными компаниями.
Д. Карпухин отмечает, что приглашение иностранных сотрудников должно рассматриваться как временная мера. Необходимость в ней отпадет в ходе формирования рынка отечественных it-специалистов, способных на равных конкурировать с зарубежными коллегами.
Привлечение иностранных специалистов необходимо лишь в рамках обмена опытом, согласен руководитель проектного офиса Bell Integrator Михаил Лапин. А нехватку кадров необходимо решать внутренними ресурсами. Это разработка программ обучения, переквалификация сотрудников, популяризация IT-отрасли в медийном пространстве.
Д. Карпухин полагает, что главный акцент в вопросе заполнения трудовых вакансий в индустрии должен быть сделан на повышении качества образования в IT-вузах, для чего нужно привлекать высококвалифицированных преподавателей из-за рубежа.
Удаленную занятость иностранцев ввести в правовое поле
Первоклассному отечественному специалисту неинтересно «клепать» сто двадцать пятый типовой госпортал, он будет искать сложные творческие проекты, констатирует А. Смирнов. Неясно, почему рабочие места в России должны заинтересовать иностранцев, если они непривлекательны для самих россиян. По мнению эксперта, решение кадрового вопроса — в развитии серьезных отечественных технологических проектов.
К. Рензяев тоже сомневается, что в Россию массово поедут высококлассные специалисты из развитых стран, которые «по менталитету и подходу к работе ближе нам, чем представители стран — членов БРИКС». Эксперт считает, что лучше подумать, как удержать кадры на родине.
По мнению Д. Карпухина, существует ярко выраженный дисбаланс между уровнем заработных плат россиян и иностранцев, что мотивирует отечественных it-специалистов строить карьеру за рубежом.
Если сотрудник выполняет свою работу и нормально коммуницирует с коллегами, то его присутствие в офисе необязательно, рассуждает А. Смирнов. Но иностранец облагается более высоким, чем россиянин, подоходным налогом, за него надо платить отчисления в пенсионный фонд РФ (хотя на эти деньги он рассчитывать не может). Если решить эту проблему на законодательном уровне, то специалисты, эмигрировавшие в другие страны, смогут работать на наших проектах, считает А. Смирнов.
Цифровой минимум для российских граждан
В Стратегии написали, что для повышения грамотности населения в области IT необходимо принятие следующих мер:- разработка и принятие стандарта «цифрового минимума», которым должен владеть каждый;
- создание модели «цифрового гражданина»;
- создание специализированных сайтов с целью измерения Индекса цифровой грамотности гражданина РФ;
- создание сети цифровых тренинг-центров.
Директор регионального центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергей Гребенников считает, что стоит начать с введения в дополнительную программу для школьников и факультативную программу для студентов предмета «цифровая грамотность»
«Сотрудники центра имеют профессиональную экспертизу и уже сегодня проводят такие лекции, в частности, для аудитории 50+», — рассказал RSpectr эксперт.
В РОЦИТ назвали оптимистичной идею Стратегии о создании модели «цифрового гражданина» и «цифрового минимума» для россиян. Подобный единый показатель владения технологиями поможет предотвратить цифровой разрыв в обществе, считает С. Гребенников.
Глава РОЦИТ отметил положительную тенденцию выхода цифрового образования в офлайн-среду и отмеченные в проекте трансляции ключевых цифровых знаний на широкую аудиторию через центральные каналы телевидения. РОЦИТ готов принять участие в реализации проекта Стратегии, что будет полезно, поскольку он является единственной организацией в стране, измеряющей индекс цифровой грамотности населения ежегодно с 2015 года.