"ИВК продолжит вкладывать средства в разработку технологий и продуктов по линии импортозамещения"
Интервью с Григорием Сизоненко, генеральным директором компании ИВК.
Есть ли, на ваш взгляд, принципиальная разница между ситуацией на российском ИТ-рынке в 2015 и в 2016 году? Какие сегменты продемонстрировали рост, какие продолжили падение?
В прошедшем году более четко обозначились различия сегментов ИТ-рынка, обслуживающих коммерческие предприятия и выполняющих государственные контракты. Наша компания неизменно ориентирована именно на второй сегмент, на работу с госзаказчиком и силовыми ведомствами. Здесь принципиальной разницы я не вижу, как не вижу и падения рынка. Сегмент развивается по эволюционному сценарию. Единственное существенное изменение связано с тем, что в 2016 стартовали крупные пилотные проекты в сфере импортозамещения ИТ, т.е. уже появились крупные заказчики, которые перешли от подготовки к реализации нового курса. Это автоматически привело к повышению роли компаний-разработчиков системообразующих ИТ-продуктов уровня предприятия (ОС АЛЬТ компании «Базальт СПО», СУБД Postgres Pro компании Postgres Professional, разработки «Диасофт платформы», технологические платформы ИВК и др.) и ИТ-сервисов (например, запущенные компанией ALP Group открытая шина вендорской техподдержки российского ПО и первый экспертный сервис централизованного мониторинга и контроля ИС), с помощью которых крупная организация может сформировать импортонезависимую ИТ-инфраструктуру и осуществить на нее миграцию, а затем — портировать прикладное ПО. Подобные проекты идут успешно.
Заметное падение происходит в первом сегменте. Особенно в компаниях, сохраняющих приверженность дорогим западным ИТ-решениям и привыкшим проводить линию западных вендоров, а не формировать собственный взгляд на рынок. Им объективно трудно. Госсектор практически отпал. Но и в коммерческом секторе, который не подпадает под нормативную базу импортозамещения, растет интерес к отечественному ПО. Но тут возникает немало сложностей, с которыми большинство интеграторов и заказчиков из коммерческого сектора еще не научились работать.
Изменилось ли положение вашей компании на рынке за прошедший год?
Мне трудно судить об этом. У ИВК и раньше была прочная репутация и устойчивая клиентская база. Но, думаю, наш имидж в 2016 еще повысился. Это связано с тем, что нам удалось успешно выполнить очень сложные и ответственные проекты построения системы электронного документооборота и системы автоматизированной обработки обращений граждан для Министерства обороны России. Это крупные автоматизированные системы с сотнями объектов и тысячами пользователей. И они реализованы на наших отечественных технологиях инфраструктурного и прикладного уровня. Успешное их внедрение — это ли не улучшение имиджа, причем не только ИВК, но и российского ПО?
Испытывали ли вы какие-то трудности при ведении бизнеса в прошлом году? Каким образом вы их преодолевали?
Трудности связаны с внедрением в экономике спецсчетов. К сожалению, они создают в стране трудности в управлении финансами. В экономике формируется параллельная финансовая система, тормозящая скорость оборота средств. А это затрудняет выделение ресурсов на развитие технологий, продуктов и кооперации с партнерами. Наша компания преодолевала эти трудности так же, как и все другие участники рынка. Исключений здесь нет.
Как изменились ваши отношения с партнерами в 2016 году?
Наши отношения с партнерами не изменились. Пришлось, правда, потратить время на то, чтобы убедить их работать на тех условиях, которые формулирует государство, в связи с введением спецсчетов. Было не просто, но, в конце концов, условия были согласованы, а партнерство укрепилось.
Какое влияние на деятельность вашей компании оказала политика импортозамещения?
Сугубо положительное. Растет количество обращений заказчиков как по линии специальных компьютеров, так и по софту. В прошлом году пришлось вкладывать средства в расширение производственной площадки для металлообработки. Приобрели несколько современных станков, в том числе приличный обрабатывающий центр.
Расширяем число специалистов в отделе программистов. Уровень задач формирует требования, с которыми сложившемуся коллективу справляться уже тяжело. Начали привлекать программистов из регионов.
Я очень рад политике импортозамещения.
Как будет развиваться бизнес вашей компании в наступившем году?
Надеюсь, что успешно. Уже сейчас прогнозируемый портфель заказов превышает прошлогодний. ИВК продолжит вкладывать значительные средства в разработку технологий и продуктов по линии импортозамещения. При этом мы видим серьезную перспективу расширения бизнеса. Как в железе, так и в софте.
Что, на ваш взгляд, ожидает российский ИТ-рынок в 2017 году?
Компанию ИВК — увеличение объемов производства. О рынке говорить сложнее из-за обилия сценариев. Многое будет зависеть от того, насколько подробно будут представлены результаты первых крупных проектов импортозамещения, о которых я говорил выше. Станет ли опыт первопроходцев (и положительный, и отрицательный) достоянием организаций, запускающих такие проекты впервые, и как будет преодолеваться кадровый голод, остро ощутимый уже сегодня. И таких вопросов достаточно много.
Далее по теме: