"ОТ-ОЙЛ" создала собственного интегратора
Российский разработчик корпоративных информационных решений для нефтегазовых компаний «ОТ-ОЙЛ» создал дочернюю компанию «Элемент 5 Нефтегаз». Новая структура станет специализированным интегратором, который будет внедрять продукты как самой компании, так и других вендоров. Кроме того, «Элемент 5 Нефтегаз» будет заниматься консалтинговой деятельностью. Директором новой компании стал Сергей Курносов, ранее занимавший должность заместителя генерального директора «ОТ-ОЙЛ» и курировавший продажи на рынке ТЭК.
Как рассказали ComNews в АО «ОТ-ОЙЛ», дочернее АО «Элемент 5 Нефтегаз» не на 100% принадлежит «ОТ-ОЙЛ», в учредителях будут и физические лица. Согласно данным ЕГРЮЛ, учредителем 100% «Элемент 5 Нефтегаз» значится Дмитрий Корочкин, генеральным директором является Сергей Курносов.
На должность заместителя генерального директора «ОТ-ОЙЛ», которую ранее занимал Сергей Курносов, назначен директор по производству Олег Жаворонкин. «С учетом новой специфики „ОТ-ОЙЛ“ эти две должности объединены», — сообщил ComNews представитель компании.
В задачи новой структуры входит продвижение комплексных проектов, использующих лучшие решения и продукты, представленные на рынке ТЭК, и более полное удовлетворение потребностей отраслевых заказчиков. «Элемент 5 Нефтегаз» станет специализированным интегратором, который будет внедрять продукты как самой компании, так и других вендоров, объяснили в «ОТ-ОЙЛ».
«Вывод зрелой части бизнеса в отдельное юридическое лицо целесообразен, когда разность динамики процессов вендорской и дистрибьюторской деятельности начинает влиять на доходность бизнеса в целом. Оставляя за ОТ-ОЙЛ задачи развития и совершенствования продуктов, а также выход на новые рынки, в дочернюю компанию передается отлаженная модель взаимодействия с рынком ТЭК. Данный шаг учитывает заинтересованность заказчиков в использовании наилучших решений из имеющихся на рынке и привлечении внешних экспертов с высокой отраслевой компетенцией», — прокомментировал событие генеральный директор «ОТ-ОЙЛ» Иван Мугалев.
Такая трансформация в структуре бизнеса, по словам представителя «ОТ-ОЙЛ», направлена на увеличение масштабности и стоимости самих проектов. «В среднем мы выполняем около 20 проектов в год. С учетом выделения компании у нас уже появилось пять дополнительных проектов по прямой консалтинговой деятельности», — добавили в компании.
В новую компанию уже перевели более пяти сотрудников «ОТ-ОЙЛ». При этом проводился дополнительный набор в штат. Отмечается, что права на программное обеспечение и ответственность за выполнение обязательств по ранее заключенным договорам остаются за «ОТ-ОЙЛ», однако обе компании работают с совместным пулом ресурсов по единому портфелю договоров.
Директор департамента по работе с промышленными предприятиями компании «Техносерв» Константин Болтрукевич обращает внимание на то, что к сегодняшнему дню накоплена «критическая масса» автоматизированных систем, процессов, подготовлена необходимая инфраструктура. «Все это превращает ИТ из обслуживающей структуры в драйвер развития основного бизнеса предприятия. Именно этот „диалектический скачок“, на мой взгляд, и является сутью цифровой трансформации», — говорит он.
Начальник отдела по работе с нефтяными компаниями «Инфосистемы Джет» Максим Зубрицкий отмечает, что компании ТЭК по своим бизнес-процессам являются классическими объектами информатизации. Он объясняет это тем, что данные предприятия имеют вертикальную интеграцию, широкую территориальную распределенность, большой штат сотрудников (десятки, сотни тысяч человек), большое количество пользователей информационных систем (тысячи — десятки тысяч человек) и отношение к ИТ как к неключевому активу. По его словам, вышеперечисленные факторы делают компании ТЭК активными потребителями как услуг консалтинга, так и услуг системной интеграции.
ИТ-директор, руководитель Центра компетенции по импортозамещению и OpenSource в ALP Group Павел Рыцев рассуждает, что компании, работающие в сфере ТЭК, из-за низкой цены на нефть в последние несколько лет думают о том же, о чем и остальной российский бизнес — о росте эффективности и снижении издержек. Этим объясняется то, что они активно внедряют решения, позволяющие, например, понять, какими данными территориально распределенные корпорации обладают, в каких системах эти данные собираются и анализируются (так называемые системы Data Help Desk), какой эффект они дают персоналу системообразующих департаментов.
«С одной стороны, ТЭК продолжает привычно автоматизировать производство и административную работу в наиболее важных „дочках“ — внедрять решения для потокового ввода данных, документов, тяжелые ERP для оптимизации финансового контура — и логистику. С другой стороны, топ-менеджмент в ТЭК постепенно приходит к решениям, которые раньше считались необязательными. Например, к сервисам централизованного мониторинга и контроля сложных, гетерогенных ИС, позволяющим не просто анализировать информацию об ИТ-инцидентах с опорой на объективные данные, но и предотвращать 60-80% таких довольно дорогих для ТЭК проблем», — объясняет Павел Рыцев.
По мнению специалиста ALP Group, разделение разработки и интеграции — не только логичный, но и очень естественный шаг. При этом Павел Рыцев подчеркнул, что разделение ресурсов не должно быть чисто организационным. «Если у ИТ-проектов в ТЭК после выделения интеграторской части в самостоятельную структуру пул ресурсов все же совместный — разделенный менеджмент, но одни и те же эксперты и ИТ-специалисты на проектах, — то эффект от разделения может быть сильно смазан. Ведь конкуренция за ресурсы никуда не денется, а „тут не успели и тут опоздали“ в конце концов может сказаться на лояльности крупных заказчиков. И на репутации компании. С другой стороны, отдельная интеграторская структура сильнее повернута лицом к клиенту и открыта рынку. Так как имеет большую свободу в выборе стэка максимально подходящих для целей заказчика продуктов», — заметил он.
Специалист «Инфосистем Джет» также считает вполне логичным выделение в отдельную структуру компании, которая будет заниматься интеграцией. «Данный шаг логичен, если бизнес-подразделение имеет устойчивый объем работ, поскольку разработка/дистрибуция ПО и консалтинг/внедрение ПО требуют разного подхода к организации процесса. Тем не менее данного рода компании очень часто берут на подряд интеграторов с рынка, в том числе и нас», — сказал он.
Руководитель пресс-службы компании «Техносерв» Екатерина Андреева замечает, что увеличение добычи углеводородов в России в долгосрочной перспективе будет во многом зависеть от разработки собственных технологий. «По данным российского Союза разработчиков программного обеспечения и информационных технологий ТЭКа, зависимость от иностранных программных продуктов в области добычи нефти и газа составляет 90-95%, в нефтепереработке — 98%, в транспортировке углеводородов — 80-85%», — приводит статистику Екатерина Андреева. По их оценкам, процесс импортозамещения ИТ-решений в ТЭК идет медленно, а результаты нельзя назвать удовлетворительными.
«Основными препятствиями для развития конкурентного рынка в России эксперты считают неравные условия закупок ПО — 99% — безальтернативные закупки, — многолетнее доминирование зарубежных компаний на российском рынке, плохую информированность нефтегазовых компаний о существовании отечественных альтернатив иностранного ПО, а также слабую оценку рисков и низкую заинтересованность нефтегазовых компаний в изменениях в условиях западных санкций», — делится информацией Екатерина Андреева.
Досье ComNews
АО «ОТ-ОЙЛ» — российская компания, специализирующаяся на построении корпоративных информационных систем для вертикально интегрированных нефтегазовых компаний на базе собственной продуктовой линейки АТОЛЛ IV. АО «Элемент 5 Нефтегаз» — системный интегратор на рынке ТЭК, обеспечивающий консалтинговую деятельность по производственным процессам ТЭК и реализацию комплексных ИТ-проектов на мультивендорных поставках для предприятий ТЭК.