Потерянные ИТ-кластеры
ИТ-кластеры в России были подняты на щит госполитики несколько лет назад. Однако то ли мода на них прошла, то ли слишком сложным оказалось их развитие, то ли просто не нашлось чиновников, чтобы приглядывать за ними, но постепенно ИТ-кластеры стали подменяться промышленными технопарками.
Так что же, прощай российская альтернатива Кремниевой долине? Ведь именно с таким прицелом и задумывались у нас ИТ-кластеры.
На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний. Среди них — Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group.
Согласны ли вы, что развитие ИТ-кластеров в России затормозилось? Если да, то какие проблемы способствуют этому?
Во-первых, существует огромный разрыв в качестве ИТ-кадров в Москве и регионах страны. Многие области России очень бедны на квалифицированных ИТ-специалистов. И стать там частью ИТ-кластера (или создать его), а потом не испытывать проблем с притоком квалифицированных ИТ-специалистов, практически невозможно. Во-вторых, отсутствие реальных, существенных по размеру и по длительности налоговых преференций. Например, на тяжелые для среднего и даже крупного ИТ-бизнеса социальные налоги. Тут даже преференции в 10% оказались бы весьма существенными. Снижение ставки по налогу на прибыль (2%), которое действует сегодня в технопарках в Зеленограде, Казани, Ульяновской области и других, – тоже, в общем-то, аргумент за вступление в ИТ-кластер. Так как это налог на то, что осталось после уплаты остальных налогов (которые считаются либо с ФОТ, либо с оборота, как НДС). Довольно весомо выглядит и сниженная на несколько лет арендная плата за офисные помещения (на 30-50%). А вот льготы на НДС с ввозимых товаров для сервисной компании, которая продает ИТ-услуги, совсем неактуальны.
Нужны ли вообще в цифровой экономике ИТ-кластеры? Можно ли их заменить иными технопарками?
В том, чтобы сидеть на одной территории (например, в одном регионе, области или городе) с другими ИТ-компаниями, большой, явно монетизируемой выгоды, которая гарантированно помогает развиваться бизнесу, нет. Сложности при этом, напротив, понятны слишком хорошо. Компании, которая решила войти в ИТ-кластер, нужно потратиться на переезд и прокладывание с нуля ИТ-инфраструктуры. Кроме того, выдержать отток сотрудников, которые не смогут или не заходят переезжать, потому что ИТ-кластеры в основном не очень удобно расположены (отдаленные районы города, пригороды, своя или соседние области или, например, остров). Следовательно, нужно будет нанять и обучить новый персонал, что в условиях острого дефицита кадров в ИТ не очень просто. Если ИТ-кластеры и нужны, то не в таком виде, в каком они предлагаются нам сейчас.
Знаете ли вы примеры успешного развития российских ИТ-кластеров?
Я назвал бы «Сколково», но это не совсем то, что нужно ИТ-компаниям. Во-первых, это больше история про гранты. А сервисным компаниям, работающим, например, с российским и свободным ПО, нужны не гранты, а ниши. И возможность показать потенциальным заказчикам свои продукты и услуги. Особенно если ИТ-компании уже успели создать альянсы с разработчиками отечественного ПО. И, например, совместно разработать специализированные ИТ-услуги, способные поддержать внедрение новой ИС на всех этапах ее жизненного цикла – от создания (тестирование стеков нового ПО) до эксплуатации (профессиональная техподдержка).
Во-вторых, в ИТ-кластерах и технопарках вроде «Сколково» вся компания должна работать над каким-то инновационным проектом. На практике это часто не так. Одна часть компании ведет традиционную для себя деятельность (особенно если компания специализируется на предоставлении ИТ-услуг), другая выводит на рынок инновационные продукты и специализированные услуги, ведет НИОКР (у нас, например, это центр компетенций по импортозамещению и Open Source). Поэтому пример «Сколково» для нас и для других средних ИТ-компаний, умеющих работать с инновациями, не слишком подходящий.
Еще один пример – особая экономическая зона в Калининградской области, в начале 2018 года открывшая двери для ИТ-компаний. Там существенно снижены ставки по социальным выплатам. Но при этом в обязательном порядке требуется ведение бизнеса на месте. Без жесткой привязки к конкретному региону, но тем не менее ИТ-компаниям нужно организовывать ведение бизнеса исключительно (как минимум преимущественно) в регионе. А это не всегда возможно и не всегда рентабельно. Опять же пугает серьезный разрыв в квалификации ИТ-кадров. Даже несмотря на готовность обучить, дообучить и переобучить новых сотрудников.
Что требуется для получения эффекта от кластерной политики в нашей стране?
Устраивать удобные для самих ИТ-компаний кластеры. Скажем, в городах-миллионниках, а не в их пригородах или вовсе «где-то в области». Причем в миллионниках, в которых уже существует развитая технологическая и научная школа. И, соответственно, из которых можно ожидать притока ИТ-кадров, пусть и не такого мощного, как в Москве (Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань и др.). Обеспечивать ИТ-компаниям существенные налоговые льготы на срок от пяти лет. В условиях затянувшейся стагнации и ужесточившейся конкуренции на ИТ-рынке это средство можно считать одним из самых эффективных.
Читать полностью http://bit.samag.ru/archive/article/2088