Сисадмины спешат на вызов
Почти треть организаций (28,5%) готовы ежемесячно отдавать специализированным компаниям до 10 тыс. руб. за услуги системных администраторов. Еще 22% заявили о готовности расходовать на эти цели от 10 тыс. до 30 тыс. руб. в месяц. Свыше 30 тыс. руб. ежемесячно за сервис ИТ-администрирования (as a service) у отдельных компаний готовы платить 17%. Такие выводы следуют из результатов опроса, проведенного аналитиками ГК «ХайТэк». Отмечается, что более половины (59%) опрошенных респондентов хотели бы попробовать услуги ИТ-аутсорсинга по сервисной модели. Однако пока только 5% респондентов пользуются таким сервисом. Это означает, что предприниматели склоняются к замене штатного системного администратора или администратора на аутсорсинге на сервис от специализированных компаний.
Аналитическая служба ГК «ХайТэк» провела исследование на тему того, как российские предприятия решают задачи администрирования корпоративных ИТ-ресурсов. Эксперты опросили 200 сотрудников в возрасте от 22 до 55 лет, занимающих должности менеджеров среднего уровня, начальников отделов и высшие руководящие позиции в компаниях таких отраслей, как розничная и оптовая торговля, наука и образование, информационные технологии и телеком, производство, строительство, медицина и др.
Опрос показал, что крупный бизнес предпочитает держать штатных системных администраторов. Об этом заявило 95% респондентов из компаний с численностью сотрудников более 250 человек. Аналогичной позиции придерживается подавляющее большинство средних компаний (75% опрошенных из компаний со штатом от 101 до 250 сотрудников). Кроме того, положительно на вопрос о наличии в штате сисадминов ответило свыше половины (57%) опрошенных из малых предприятий, где трудится от 16 до 100 работников. В то же время более трети (34%) представителей микробизнеса, чей штат не превышает 15 человек, отметили, что держат системного администратора на аутсорсинге. Штатные сисадмины есть только в 22% таких компаний, при этом 27% микропредприятий в принципе не планируют нанимать системного администратора. Отдавать администрирование корпоративными ИТ-ресурсами на аутсорсинг предпочитает 22% средних и 24% малых компаний.
Эксперты «ХайТэка» узнали, сколько системных администраторов компании держат в штате. Выяснилось, что более половины крупных предприятий (63%) имеют в штате трех и более системных администраторов, оставшиеся 37% пользуются услугами одного-двух штатных сисадминов. Столько же специалистов в области администрирования корпоративных ИТ-ресурсов работают в 84% средних компаний. 16% представителей среднего бизнеса заявили о наличии трех и более сисадминов в штате. 68% предприятий малого бизнеса имеют только одного штатного системного администратора. Аналогично на вопрос о количестве штатных сисадминов ответило 88% респондентов из микропредприятий.
89,5% компаний, где нет сисадмина, признают, что нуждаются в его помощи при решении тех или иных задач. Самой распространенной проблемой является настройка оргтехники — о ней заявили 42,1% респондентов. На втором месте находится поддержка работы программ «1С» (34,2%), третье место делят поддержка работы сайтов и оказание помощи пользователям офисной техники (по 28,9%). Также среди главных проблем, связанных с отсутствием в компании сисадмина, респонденты назвали организацию новых рабочих мест и прокладку кабелей (23,7%), инсталляцию новых программных средств (21,1%), подключение и удаление пользователей (15,8%), а также настройку электронной почты (10,5%).
Почти половина из компаний, где отсутствует системный администратор, ищут решение проблем самостоятельно в интернете (47,1%). 23,5% при возникновении трудностей разово вызывают программиста или компьютерного мастера, а 14,7% прибегают к помощи знакомых. 2,9% респондентов обращаются за помощью в официальные службы техподдержки установленного в компании ПО и техники. Столько же опрошенных признаются, что пускают ситуацию на самотек.
Аналитики «ХайТэка» спросили у респондентов, как они относятся к ИТ-администрированию по сервисной модели (as a service). Оказалось, что более половины (59%) опрошенных респондентов хотели бы попробовать такую модель работы, еще 5% респондентов отметили, что уже пользуются подобным сервисом. В разрезе по размерам бизнеса ответы участников исследования также продемонстрировали положительное отношение предпринимателей к возможности заменить штатного сисадмина или администратора на аутсорсинге на сервис от специализированных компаний. За высказалась половина представителей крупных компаний, 53,1% респондентов из средних компаний, по 62,7% опрошенных из малого и микробизнеса. Среди тех, кто высказался против, назывались различные причины: одни респонденты считают, что сисадмин всегда должен быть на месте в офисе, другие не уверены в обеспечении конфиденциальности данных при передаче ИТ-администрирования на аутсорсинг, третьи, исходя из своего опыта, заявляют, что подобные сервисы стоят дороже.
Отвечая на вопрос о том, сколько компании готовы ежемесячно тратить на сервис ИТ-администрирования, большинство респондентов (28,5%) называли цифры до 10 тыс. руб. Еще 22% заявили о готовности расходовать на эти цели от 10 тыс. до 30 тыс. руб. в месяц, свыше 30 тыс. руб. ежемесячно готовы платить 17% опрошенных.
По данным пресс-службы SuperJob, ежемесячная зарплата системного администратора может варьироваться от 10 тыс. руб. (средняя цифра в регионах при частичной занятости) до 150 тыс. руб. и выше (по договоренности с работодателем). По статистике SuperJob, на одну вакансию системного администратора в среднем приходится шесть резюме.
Среди преимуществ услуг ИТ-аутсорсинга по сервисной модели респонденты назвали оперативность и высокое качество. Некоторые опрошенные отметили, что подобные сервисы не удовлетворяют их потребности в полной мере, поскольку в ряде случаев им необходимо живое присутствие системного администратора — например, для подключения кабелей или прокладки проводов, а кроме того, им не хватает отчетности о проделанной работе. Недовольные сервисами ИТ-аутсорсинга объясняют свою точку зрения тратой большого количества времени на объяснение задач, проблемами с сохранением конфиденциальности информации и необходимостью постоянного контроля за ходом работ.
«Многие компании — в основном представители крупного, среднего и малого бизнеса — консервативны и предпочитают иметь специалиста в штате, чтобы он всегда был на месте и всегда доступен. В то же время есть немало компаний, которые нуждаются в квалифицированной ИТ-поддержке, но не готовы загружать специалиста работой на полный день и платить ожидаемые соискателями зарплаты. Это обуславливает живой интерес предпринимателей к получению услуг системных администраторов у специализированных компаний по сервисной модели», — объясняет результаты исследования директор по маркетингу ГК «ХайТэк» Мария Петрова.
Мария Петрова обращает внимание на то, что о повышении интереса со стороны предпринимателей к услугам ИТ-администрирования по сервисной модели говорит анализ поисковых запросов пользователей Рунета. «Так, например, по данным сервиса Google Trends, число запросов по ключевому слову „ИТ-аутсорсинг“ выросло более чем в два раза. Согласно статистике ресурса Wordstat Yandex, за первое полугодие 2018 г. число запросов „сисадмин на аутсорсинге“ уже достигло годовых показателей за 2017 г.», — говорит она.
Мария Петрова также отмечает, что наибольший интерес к сервису проявляют микропредприятия, а также компании малого и среднего бизнеса. «Такая тенденция связана с тем, что потребители подобных сервисов получают унифицированные качественные услуги по стоимости ниже затрат на содержание профильного специалиста в штате», — объясняет специалист «ХайТэка».
Директор сервисного центра «Инфосистемы Джет» Андрей Гешель выделил три основных преимущества, которые получает бизнес, отдав задачи по ИТ-администрированию на аутсорсинг. «Во-первых, на компанию работают лучшие специалисты ИТ-партнера. Во-вторых, ликвидируется необходимость перекупать втридорога системных администраторов в штат. В-третьих, экономия на издержках — например, на обучении персонала», — перечисляет Андрей Гешель.
Прежде чем отдавать услуги ИТ-администрирования на аутсорс, директор центра компетенций по сервису и аутсорсингу ГК «Техносерв» Дмитрий Шилов посоветовал четко определиться с тем, какие именно должностные обязанности будут входить в компетенцию системного администратора в конкретной компании. «Если это администрирование серверов, то отдать на аутсорсинг этот функционал не позволит политика безопасности при работе с данными. Если в задачи сотрудника будет входить техническая поддержка систем, то в этом случае работа будет носить рутинный, легко формализованный характер и ее можно отдать на аутсорс, сразу решив две задачи, — снизить управленческие затраты по мотивации сотрудника и снизить косты, ведь зачастую такой администратор работает неполный рабочий день — part time», — говорит Дмитрий Шилов.
Директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев назвал три достоинства аутсорсинга услуг ИТ-администрирования: «Во-первых, качественный ИТ-аутсорсинг, построенный на базе правильных ИТ-процессов — управление обращениями, инцидентами, запросами, изменениями и др., — это хорошая возможность для бизнеса привлечь редкие и глубоко проработанные компетенции по адекватной стоимости — сервисы на базе OpenSource, проектирование сложных ИТ-инфраструктур под задачу, мониторинг „здоровья“ ИС. Во-вторых, это возможность без изматывающих ресурсных и финансовых затрат покрыть все регионы присутствия компании в части ИТ». По словам Дмитрия Бессольцева, это особенно актуально для заказчиков крупного и среднего ритейла. В-третьих, это возможность приобрести ровно столько ИТ-компетенций, сколько нужно «здесь и сейчас».
Руководитель управления ИТ-сервисов компании «Онланта» (входит в группу «Ланит») Андрей Еремин отмечает, что если системный администратор работает в штате, практически все задачи ложатся на плечи одного специалиста, который зачастую не обладает широкими компетенциями, и это приводит к простоям бизнес-критичных процессов компании. «При передаче ИТ-задач аутсорсинговой компании заключается SLA — соглашение об уровне предоставления услуги, и аутсорсер несет материальную ответственность за все работы и простои. — говорит Андрей Еремин. — Наши клиенты стоят перед выбором: либо содержать штат, состоящий из дорогих экспертов по всем направлениям, либо воспользоваться услугами аутсорсинговой компании, обладающей всеми компетенциями и предоставляющей сервис по стоимости, явно более выигрышной, нежели свой штат администраторов».
Проанализировав данные интернет-ресурсов по поиску работы, аналитики «ХайТэк» составили среднестатистический портрет российских соискателей на позицию системного администратора. Так, в 94% случаев это мужчины. Почти половина кандидатов (45%) — в возрасте от 30 до 40 лет, еще 38% — в возрасте от 18 до 30 лет. 61% соискателей обладают опытом работы свыше шести лет, практически каждый второй (17%) имеет от трех до шести лет опыта, 12% — до трех лет. 11% кандидатов в системные администраторы не имеют опыта работы. Каждый второй соискатель (55%) хочет устроиться на полную занятость, 15% рассматривают варианты частичной занятости, 13% готовы к проектной работе и столько же согласны на стажировку. Зарплатные ожидания соискателей выглядят следующим образом: 43% хотят зарабатывать от 20 тыс. до 40 тыс. руб. в месяц, 22% — от 40 тыс. до 60 тыс. руб. в месяц, 17% согласны на ежемесячный доход до 20 тыс. руб.
Среди ключевых навыков соискатели называют настройку, ремонт и сборку персональных компьютеров, настройку программного обеспечения, администрирование сетевого оборудования, настройку сетевых подключений, администрирование и настройку серверов, администрирование сайтов, техническую поддержку и работу с оргтехникой.
«Если говорить о навыках, которые бизнес ожидает от сисадминов, то здесь стоит отметить, что традиционные задачи остаются, при этом сегодня фокус частично смещается в сторону программирования и управления данными, — отмечает представитель „ХайТэка“. — Добавлю, что востребованность услуг сисадминов бизнесом коррелирует с программой „Цифровая экономика“, которая предусматривает профессиональную подготовку не менее 800 тыс. ИТ-специалистов к 2024 г. и увеличение бюджетных мест по таким специальностям в три раза — до 120 тыс.».