Системы мониторинга ИТ

Системы мониторинга ИТ используются для сбора, хранения и анализа данных о состоянии подконтрольных элементов ИТ инфраструктуры компании.
Системы мониторинга ИТ

Мониторинг ИТ систем является составной частью управления информационной инфраструктурой предприятия, заключающейся в постоянном наблюдении и периодическом анализе ИТ объектов с отслеживанием динамики происходящих с ними изменений. Ключевой задачей систем мониторинга ИТ является получение, сохранение и анализ информации о состоянии подконтрольных элементов ИТ структуры компании. Специальная программа позволяет оперативно отреагировать на возникшую проблему в работе ИТ сервисов, а также эффективно предотвращать возникновение неполадок.

Поставщики данной услуги выделяют 2 уровня ИТ мониторинга:

  1. ИТ инфраструктуры
  2. ИТ сервисов

Системы мониторинга ИТ инфраструктуры предназначены для контроля над работоспособностью следующих компонентов: сетевое и серверное оборудование, бизнес ПО. Под контролем программы мониторинга должны находится группы объектов, информация о которых необходима администраторам.

Внедрение комплексной системы мониторинга ИТ помогает предприятию:

  • снизить время простоя компонентов ИТ структуры;
  • увеличить доступность программ для бизнеса;
  • осуществлять проактивный анализ неполадок;
  • повысить уровень производительности использования информационных ресурсов.

Системы мониторинга ИТ сервисов ориентированы в первую очередь на показатели степени доступности, а также качества предоставления сервисов на основе оценки пользователей. В процессе создания системы происходит формирование каталога ИТ сервисов. Определяются показатели доступности и уровня качества каждого сервиса и его зависимость от других компонентов информационной структуры компании. Система проводит мониторинг ИТ компонентов и формирует показатели работы сервисов. Мониторинг ИТ систем полезен системным администраторам, ИТ руководителям и менеджерам ИТ сервисов.

Система мониторинга ИТ сервисов помогает компании:

  • сделать более высоким уровень доступности сервисов ИТ;
  • снизить расходы на их поддержку;
  • увеличить эффективность работы ИТ персонала и качества обслуживания.

Комплексные системы мониторинга работоспособности ИТ инфраструктуры

Внедрение автоматизированной системы мониторинга ИТ и контроль работы информационной инфраструктуры способно повысить уровень качества ее функционирования с помощью быстрого выявления и ликвидации сбоев и неполадок, а также предотвращения их возникновения в будущем, в первую очередь, для наиболее критичных для бизнеса компании сервисов.

Специализированные фирмы предлагают полный цикл услуг по созданию и эксплуатации систем мониторинга ИТ, позволяющих эффективно решать следующие вопросы:

  • своевременно фиксировать возникновение проблем в работе компонентов ИТ структуры;
  • обнаруживать место и характер неполадки;
  • определять влияние возникшей проблемы на возможность предоставления ИТ сервисов (это необходимо для верной расстановки приоритетов в работах по ликвидации сбоев;
  • проактивно следить за изменениями в функционировании инфраструктуры;
  • предотвращать вероятные сбои.

Профилированные в данной сфере компании занимаются проектированием, внедрением в эксплуатацию и поддержкой систем ИТ мониторинга. Проведение экспертизы перед началом проекта внедрения поможет правильно выбрать и интегрировать друг с другом необходимые продукты для ведения мониторинга элементов инфраструктуры, что, в свою очередь, позволит в подходящие сроки и наиболее полно выполнить задачи клиентской компании по повышению уровня надежности и качества работы ИТ.

В процессе построения системы мониторинга применяют 2 подхода:

  1. подход от инфраструктуры (т.е. «снизу вверх»)
  2. подход от ИТ сервисов (т.е. «сверху вниз»).

Как показывает практика, наибольший эффект достигается при использовании комбинации данных двух подходов.

Построение систем мониторинга от инфраструктуры

Этот подход предусматривает организацию наблюдения за основными аппаратными и программными компонентами с настройкой отдельных консолей для выполнения задач различных администраторов на основе их специализации. Главной целью является помощь ИТ специалистам в оперативном выявлении и ликвидации проблем, появляющихся при функционировании ИТ структуры.

Организация системы мониторинга от ИТ сервисов

Применение данного подхода заключается в формировании каталога услуг и отвечает методологии сервисного подхода к управлению ИТ (ITSM). Предполагается, что для каждого сервиса (услуги) должна быть разработана своя сервисно-ресурсная модель, отражающая взаимодействие между сервисом и другими компонентами инфраструктуры, нужными для его работы. С использованием сервисно-ресурсной модели проводится процедура настройки программы мониторинга с целью контроля функционирования ИТ сервиса и всех связанных с ним компонентов инфраструктуры. Этот подход способствует тому, что системные консоли становятся полезными не только отвечающим за поддержку определенных сервисов ИТ специалистов, но и диспетчерской службе, а также руководству ИТ отдела.

Техническая сторона мониторинга

Для сбора данных о состоянии информационных ресурсов и сервисов применяют специализированное программное обеспечение. Важной задачей становится правильный выбор и интеграция продуктов, лучше всего подходящих для самого полного и качественного выполнения требований клиентской организации к мониторингу ИТ систем и ресурсов.

Что входит в комплексную систему мониторинга

Мониторинг сетей:

  • мониторинг IP сетей — построение и отображение топологии сетей; сбор, последующие обработка и отображение сообщений о проблемах;
  • мониторинг производительности сетевых интерфейсов и устройств — сбор статистических данных по загрузке и числу ошибок; формирование отчетности и прогнозов;
  • управление конфигурациями сетевого оборудования — автоматизация управления ими.

Мониторинг серверов и рабочих станций:

  • мониторинг производительности серверов — получение данных о различных параметрах производительности, создание графических отчетов;
  • мониторинг аппаратных сбоев — получение данных о сбоях в аппаратном обеспечении серверов;
  • мониторинг сбоев в операционной системе — получение данных о работе ОС с помощью определенных параметров.

Мониторинг приложений и сервисов:

  • активный мониторинг программ и сетевых сервисов — получение данных об уровне их доступности и производительности с помощью активных мониторов;
  • мониторинг сбоев в программах — сбор и отображение сведений о работе различных приложений (с использованием определенных параметров;
  • мониторинг производительности приложений — наблюдение за временем выполнения различных транзакций и за ресурсами приложений;
  • мониторинг сервисов — создание сервисно-ресурсной модели, отражение данных в форме иерархически связанной структуры.

Предоставление данных:

  • портал системы управления ресурсами — вывод данных в единой веб-консоли;
  • формирование отчетности — создание разнообразных отчетов о функционировании ИТ инфраструктуры.

Мониторинг бизнес-процессов:

  • мониторинг состояния бизнес-процессов — получение и предоставление данных о протекании данных процессов.

Внедрение систем мониторинга ИТ

Проект внедрения системы начинается с процесса базовой инсталляции продуктов и заканчивается окончательной их настройкой под нужды конкретного заказчика. Большинство программ поставляются уже в комплекте с готовой настройкой мониторинга определенных типов ресурсов. Это помогает значительно сократить сроки внедрения. Конечно, для того, чтобы проект был реализован в оптимальное время и без ошибок, даже начальная установка программы должна выполняться силами специалистов, обладающих опытом инсталляции, настройки и использования программного продукта.

Интеграция с другими информационными системами (CMDB, HelpDesk и др.) является важным этапом при внедрении системы ИТ мониторинга, которая не может работать изолированно от других. В большинстве случаев становится необходимо обеспечить ее взаимодействие со службой поддержки для регистрации в автоматическом режиме инцидентов, а также с системой инвентаризации ресурсов ИТ.

Техническую поддержку, как правило, осуществляют интеграторы системы в рамках ИТ аутсорсинга. Для клиентской компании это удобно тем, что она может решать все вопросы, связанные с мониторингом его инфраструктуры, в одной точке, что особенно важно при использовании многокомпонентной системы, содержащей программы от различных производителей.

Сопровождение системы мониторинга также часто входит в пакет услуг, предоставляемых интегратором. Даже если система была сдана в эксплуатацию с полной документацией, после проведения внедрения в большинстве случаев требуется определенное время, чтобы системные администраторы, работающие в клиентской компании, смогли научиться ею управлять. Для этого им потребуется перенять опыт у представителей фирмы, занимавшейся конфигурированием системы. Наиболее целесообразным будет воспользоваться помощью специалистов интегратора для тонкой настройки внедренной системы. К тому же услуга сопровождения системы мониторинга, предоставляемая аутсорсинговой компанией, позволит сократить число системных администраторов на предприятии.

Свежие новости и статьи

21 ноября 2024

Вебинар о миграции IT-инфраструктуры в облако: как избежать рисков

11 ноября 2024

Как мигрировать IT-инфраструктуру в облако с минимальными рисками: опыт Cloud.ru и ALP ITSM

8 ноября 2024

Конференция “Время комплексных бизнес-решений”

10 октября 2024

ALP ITSM соответствует стандартам системы менеджмента качества

1 октября 2024

День ИТ соЛИДарности

4 сентября 2024

Локализация ИТ-инфраструктуры: кому нужна, как и когда лучше сделать

Закрыть

Запрос КП

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Получить консультацию

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Обратный звонок

Оставьте ваши контакты — ФИО и телефон. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ваша заявка успешно отправлена!

Наш менеджер перезвонит в ближайшее время.
Отвечаем за 1 час по будням с 9:00 до 19:00.
Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день с 9:00 до 10:00.

А пока предлагаем —

Познакомиться с историей, компетенциями, ключевыми сотрудниками ALP ITSM
Почитать 120+ отзывов российских и между­народных клиентов