На Западе аутсорсинг - обычное дело. В качестве примера компании - мирового лидера, чей бизнес построен на модели аутсорсинга, можно назвать Apple: у этой корпорации более 150 партнеров по всему миру.
Но для большинства компаний в России такой масштабный ИТ аутсорсинг - это абстракция, теория. Один из основных вопросов, который волнует бизнес - насколько аутсорсинг целесообразен с экономической точки зрения? Как обстоят дела с конфиденциальностью, оценкой качества услуг, а также возможные проблемы при разрыве соглашения или смене поставщика внешних сервисов. И все же, судя по докладам, сделанным на конференции "Аутсорсинг 2012: от хорошего к великому", организованной компанией Lemon Group, российский крупный бизнес уже осознает преимущества ИТ аутсорсинга и начинает использовать услуги специализированных компаний для различных направлениях бизнеса, в том числе и для поддержки корпоративных ИТ-систем.
Рынок ИТ-аутсорсинга в России еще сильно отстает от западного, сказал в своем выступлении Александр Файнбойм, глава направления аутсорсинга технической поддержки компании КРОК. Самый востребованный сервис до сих пор - это поддержка пользователей. Ситуация с передачей специализированным компаниям услуг технической поддержки пользователей, бизнес-приложений и ИТ-инфраструктуры, а также телекоммуникаций, только начинает меняться в лучшую сторону. Дальнейшему распространению ИТ-аутсорсинга еще мешает неопределенность терминологии, отсутствие единой методологии и стандартных метрик.
Сергей Македонский оценил объем российского рынка ИТ-аутсорсинга весьма высоко - на уровне 1,3 млрд. долл. Говоря о том, что препятствует распространению ИТ-аутсорсинга на российском рынке, г-н Македонский назвал отсутствие реальной конкуренции, коррупцию, непонимание преимуществ ИТ аутсорсинга, низкий уровень специалистов и недоверие к поставщикам услуг.
Большинство выступлений на конференции было выдержано в оптимистическом тоне, но ситуация в секторе СМБ (средний и малый бизнес) намного сложнее Одна из основных проблем этого рынка состоит в том, что многие руководители предприятий просто не понимают, зачем им нужны услуги аутсорсинговых компаний. Мешает развитию этого рынка отсутствие стандартов работы поставщика услуг и наличие большого числа некомпетентных компаний, дискредитирующих саму идею аутсорсинга. Сегодня рынок СМБ не очень привлекателен - из-за небольших бюджетов и больших проблем, связанных с низкой квалификацией и непониманием плюсов ИТ аутсорсинга со стороны руководства СМБ. Но в конце концов крупные компании найдут себе адекватных партнеров, и провайдерам услуг ИТ аутсорсинга придется активно заняться и этой частью рынка. Хорошо было бы уже сегодня заняться разработкой метрик (точнее, - переводом и адаптацией соответствующих западных стандартов) не только по вертикалям бизнеса, но и в зависимости от его размеров.