Мониторинг ИТ инфраструктуры

Комплексный мониторинг ИТ инфраструктуры помогает предотвращать сбои и поддерживать работоспособность компании в целом.
Мониторинг ИТ инфраструктуры

Своевременное выявление проблем уровня надежности и производительности в сложной ИТ инфраструктуре требует четкого понимания общей картины абсолютно всех событий и процессов. Не менее важно следить и за новыми разработками в данной области, так как от качества мониторинга ИТ инфраструктуры во многом зависит и успешность работы всего предприятия в целом.

Комплексный мониторинг ИТ инфраструктуры

Внедрение единой системы управления в этой сфере обусловлено следующими причинами:

  • желанием бизнеса вернуть свои вложения в бизнес-сервисы и приложения в максимально полном объеме – эффективная система управления и мониторинга ИТ помогает правильно оценивать, а также оптимизировать использование необходимых ресурсов, что снижает общую сумму операционных расходов и ускоряет окупаемость новых сервисов в области информационных технологий;
  • снижение продолжительности периодов простоя компонентов IT инфраструктуры и нужных сервисов – внедрение проактивного мониторинга предоставляет большие возможности для предупреждения сбоев в работе оборудования, программного обеспечения и уменьшения степени деградации IT сервисов. Если проблемы все-таки случаются, система постоянного мониторинга помогает оперативно локализовать и ликвидировать отказ. Это очень важно, потому что вызванные недоступностью бизнес-сервисов денежные потери в крупной компании могут быть сопоставимы с затратами на внедрение управления IT, поэтому экономить на ней ни в коем случае нельзя;
  • рост качества IT сервисов – процесс поддержания и улучшения ИТ услуг очень непрост и требует четкого понимания и оценки их реального состояния. Иногда падение производительности не замечается собственным ИТ подразделением организации, что негативно отражается на репутации и доверии партнеров и потребителей. Автоматизированный мониторинг ИТ инфраструктуры помогает создавать отчетность по вопросу соответствия качества услуг, описанным в SLA, тем самым значительно снижая риск незаметного падения уровня работы сервисов;
  • увеличение результативности действий сотрудников ИТ отдела – избавляя системных администраторов от выполнения однообразных повседневных операций, в первую очередь, анализа настоящей ситуации и управления конфигурациями и снижая число срочных задач, связанных с ликвидацией сбоев, система ИТ управления дает возможность специалистам использовать рабочее время для решения новых задач, направленных на дальнейшую автоматизацию процессов, а это в большинстве случаев приводит к росту эффективности бизнес-деятельности предприятия.

Все это хорошо понятно ИТ руководителям, однако, уровень развитости ИТ в разных компаниях даже в одной отрасли может сильно отличаться. В свою очередь, подход к автоматизации мониторинга и управления ИТ также зависит от уровня зрелости самой инфраструктуры.

Возможные решения вопроса управления инфраструктурой IT:

  • отсутствие мониторинга: компоненты и сервисы функционируют без должного контроля, фактически самостоятельно. Устранение проблем осуществляется с помощью подключения к индивидуальным элементам инфраструктуры. Отображение общей картины есть только у админов, и оно не задокументировано, разбор инцидентов происходит путем изучения логов;
  • наличие реактивного мониторинга: в компании внедрена стандартная система мониторинга начального уровня. Полученная информация хранится и отображается с применением инструментальных панелей; производится элементарная консолидация событий и рассылка оповещений в связи с критическими событиями;
  • ведение проактивного мониторинга: отличие от реактивного – возможность предусматривать инциденты и предотвращать их только тогда, когда процесс проявляется не слишком быстро и система ИТ мониторинга успевает предупредить администраторов. Такие решения, как правило, имеют следующие функции: установление динамических порогов тревог, проведение анализа трафика, возможность мониторинга VoIP и др.;
  • комплексное управление и мониторинг ИТ инфраструктуры: в одной системе объединяются все функции, при этом происходит ее интеграция с корпоративной системой ITSM/Service Desk. Данные решения способны реализовать сложную корреляцию цепочек событий и получать информацию из систем инвентаризации активов. В результате такая система способна обучаться с помощью использования методик поиска начальной причины сбоя – root cause analysis.

Комплексный мониторинг ИТ инфраструктуры

Хотя систем, осуществляющих мониторинг ИТ инфраструктуры, на рынке сейчас немало, большинство из них являются узкоспециализированными решениями. Универсальных же комплексных систем не так уж и много, и их можно достаточно условно, конечно, разделить на следующие категории:

  • бесплатные системы, имеющие открытый исходный код – в их числе Nagios, Zenoss, Cacti, Zabbix, OpenNMS, Pandora FMS и др. Бесплатность системы далеко не всегда должна обозначать и ее низкую стоимость владения: настройка с помощью конфигурационных файлов и создание дополнительных скриптов для различных сценариев мониторинга может стоить в итоге не так уж и дешево. Расходы на оплату рабочих часов специалистов в данном случае косвенные: они распределяются в течение продолжительного периода и по этой причине могут оказаться для предприятия незаметными. Однако бесплатные системы, в сравнении с недорогими коммерческими, имеют важное преимущество, а именно, гибкость настройки: открытый код дает возможность сетевым специалистам адаптировать решение для выполнения стандартного мониторинга, самостоятельно внося изменения без заключения договора платной техподдержки;
  • коммерческие с фиксированным функционалом – в эту категорию входят многие решения, предназначенные для сетевого мониторинга: WhatsUp Gold, Solarwinds, OpManager, PRTG, AdRem NetCrunch, AccelOps и SevOne. Достоинством таких систем является то, что их можно довольно быстро развернуть, и они могут качественно решать типовые задачи. Они удобны в использовании в рамках исполнения обычных сценариев. Основной проблемой таких решений остается их небольшая гибкость и низкая степень адаптации под выполнение нетиповых задач. Часто даже самые полные версии продуктов не могут решить такую задачу;
  • коммерческие платформенного типа – это решения от ведущих западных разработчиков: IBM, HP, CA, EMC. Это не какой-либо конкретный продукт, а их комплекс, способный решить различные проблемы мониторинга и ИТ управления. Поскольку многие такие системы изначально были созданы другими компаниями, впоследствии поглощенными гигантами рынка, когда они будут интегрированы в общую консоль управления, окажется, что устроены и функционируют они по-разному, да и настраиваются индивидуально. В итоге цена внедрения комплекса окажется довольно высокой. В то же время, такие решения способны выполнить максимум задач мониторинга, а также решают и множество нетиповых задач.

Как выбрать подходящую систему управления и мониторинга

По мнению экспертов, на рынке систем ИТ управления царит самая большая конкуренция, по сравнению с другим программным обеспечением. Так как же выбрать наиболее подходящую систему, то есть ту, которая сможет адаптироваться под нужды вашего предприятия и решать именно ваши задачи?

Можно выбрать одну из систем, созданную отечественными фирмами. Конечно, в первую очередь, базовая платформа должна быть гибкой, что позволит моделировать поведение и создавать интерфейс будущей системы мониторинга под конкретную инфраструктуру. Данные возможности намного превышают простое добавление графиков и диаграмм в панель инструментов и изменение настроек порогов срабатывания тревоги: это уже моделирование бизнес-процессов предприятия и автоматизированное вычисление их KPI, формирование динамического плана корпоративного дата-центра, создание индивидуального интерфейса и многое другое.

Автоматизация производственных процессов предполагает, что необходимо считать каждое производство уникальным, вследствие чего ее внедрение начинается с проектирования и создания специальных алгоритмов управления. Все масштабные ИТ инфраструктуры не менее уникальны, поэтому к управлению каждой из них также следует подходить строго индивидуально.

Комплексный мониторинг ИТ инфраструктуры 

Свежие новости и статьи

22 марта 2024

Cloud.ru и IT-компания ALP ITSM заключили партнерское соглашение

10 ноября 2022

Как мы на Яндекс Почту мигрировали: кейс ALP ITSM

5 сентября 2022

Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?

22 августа 2022

Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?

11 мая 2022

Не можно, а нужно: рассказываем, как безболезненно перенести IT-инфраструктуру компании в российское облако. Кейс ALP ITSM

1 апреля 2022

Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk.

Закрыть

Запрос КП

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Получить консультацию

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Обратный звонок

Оставьте ваши контакты — ФИО и телефон. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ваша заявка успешно отправлена!

Наш менеджер перезвонит в ближайшее время.
Отвечаем за 1 час по будням с 9:00 до 19:00.
Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день с 9:00 до 10:00.

А пока предлагаем —

Познакомиться с историей, компетенциями, ключевыми сотрудниками ALP ITSM
Почитать 120+ отзывов российских и между­народных клиентов