В третьей части нашей публикации мы заканчиваем краткий анализ особенностей рынка IT аутсорсинга в России. Далеко не все сложности развития аутсорсинга персонала в России в области информационных технологий можно объяснить негативным влиянием внешних факторов. Проблема в том, что большая часть бизнес-процессов в крупных и даже средних отечественных компаниях сейчас невозможно передать на IT аутсорсинг ввиду их полной к этому неготовности. Очень часто эти процессы в недостаточной степени формализованы, что также препятствует передаче их обслуживания сторонней организации.
Другой сложностью можно считать и неготовность российских предприятий к передаче в чужие руки собственных обязанностей, особенно связанных со сбором, хранением и обрабатыванием информации, составляющей коммерческую тайну. Таким образом, мы можем констатировать, что самое большое распространение в Российской Федерации получил ресурсный аутсорсинг, при котором компании прибегают к специализированным услугам профильных организаций, если испытывают недостаток в собственных ресурсах, например, кадровых или других. Наиболее часто необходимость в аутсорсинговых услугах обусловлена изменением масштаба деятельности компании или же с внедрением нового ПО или технологий. В российской практике контракты в рамках данного подхода заключаются только на относительно небольшой срок. Ресурсный IT аутсорсинг обычно не гарантирует снижения текущих расходов.
По этой причине в последнее время все большее число предприятий в России обращают свое внимание на функциональный аутсорсинг. Но при таком подходе главное значение приобретает использование определенных типов сервисов, что и способствует снижению издержек, повышению качества получаемых клиентом услуг и росту его конкурентоспособности на рынке.
Стратегический аутсорсинг, подразумевающий полную передачу профильной компании всех связанных с IT функций, в России еще недостаточно развит. Да и во всем мире он на самом деле применяется не так уж и широко. Эксперты отмечают основные факторы, мешающие активному развитию рынка. Среди них опасения владельцев компаний и топ-менеджмента доверять посторонним коммерческую информацию, отсутствие строго обозначенных стандартов обслуживания и небольшое число отечественных аутсорсеров, способных предложить полный набор качественных IT услуг.