Системы управления ИТ инфраструктурой

Системы управления ИТ инфраструктурой позволяют выполнять требования бизнеса к информационным сервисам, эффективно оптимизируя затраты на их предоставление.
Системы управления ИТ инфраструктурой

Под управлением ИТ инфраструктурой и процессами (ITSM, IT Service Management) принято понимать эффективный подход к управлению и организации предоставления ИТ услуг, который изначально направлен на удовлетворение бизнес-нужд современного предприятия. Системы управления ИТ инфраструктурой, разработанные на базе рекомендаций ITIL v2/v3, способны решить наиболее сложные задачи управления информационной структурой компании и сотрудниками, занимающимися предоставлением и технической поддержкой услуг. При этом осуществляющие управление информационной системой предприятия специалисты, будь то штатные работники собственной ИТ службы или внешняя аутсорсинговая компания, должны обладать необходимым уровнем квалификации и знаний.

Системы управления ИТ инфраструктурой

Интеллектуальные системы управления ИТ инфраструктурой

Интеллектуальные интегрированные средства, предназначающиеся для мониторинга и управления инфраструктурой ИТ в организации, позволяют выполнять требования бизнеса к работе информационных сервисов, в то же время эффективно оптимизируя затраты на их предоставление. Возникновение неполадок и сбоев либо низкая производительность ИТ инфраструктуры отрицательно влияют на производительность осуществления бизнес-операций и уровень качества предоставления сервисов.

По этим причинам важно не только иметь исчерпывающую информацию о функционировании ИТ инфраструктуры в режиме реального времени, но и средства, используемые для анализа ее состояния. Не менее ценны и механизмы управления ИТ, а также жизненным циклом сервисов и возможностью изменения конфигураций.

Для комплексного решения вышеперечисленных задач используются системы, автоматизирующие следующие процессы:

  • управление неполадками;
  • управление производительностью;
  • интеллектуальное управление ИТ сервисами;
  • управление активами сервисов и конфигурациями;
  • структурированное сохранение и обработка данных об ИТ инфраструктуре.

Особенности управления ИТ инфраструктурой

Развитая инфраструктура ИТ современного предприятия включает в себя большое число аппаратных и программных составляющих, количество которых постоянно растет. Одновременно взаимосвязи между различными компонентами структуры неуклонно усложняются на фоне растущей интеграции ИТ в бизнес-процессы. В итоге все это определяет необходимость перехода задачи управления инфраструктурой ИТ с поддерживающего (технического) уровня на уровень стратегический.

Итак, системы мониторинга и управления предоставляют ИТ специалистам возможность управлять информационной системой из единого центра. Решение о внедрении таких систем является практически для каждой компании на сегодняшний день стратегически правильным, поскольку позволяет значительно уменьшить нагрузку на системных администраторов, оперативно выявлять проблемы и быстро определять причины их возникновения и устранять, формировать статистику по отказам, чтобы на ее основании принимать решения о модернизации или внедрении новых составляющих ИТ инфраструктуры.

Современные центры обработки данных состоят из сотен единиц серверного, сетевого оборудования, а также мощных систем хранения данных, территориально расположенных в нескольких ЦОД. Чтобы эффективно управлять столь большим количеством техники и программ, требуется много временных и трудовых ресурсов. Многие предприятиям просто не по силам справиться со столь сложной и масштабной задачей. Поэтому наилучшим выходом станет обращение в специализированную аутсорсинговую компанию.

Помимо предоставления технического облуживания ИТ сервисов, специалисты компании-аутсорсера смогут предложить решение, позволяющее максимально эффективно автоматизировать управление инфраструктурой, а именно: базами данных и приложениями, серверами, сетевыми устройствами и системами хранения информации. Использование современных систем управления ИТ инфраструктурой дает возможность выполнять автоматизацию полного цикла управления, интегрируя их с системами мониторинга и службы поддержки с помощью общей консоли управления.

Управление печатью

На сегодня в крупных компаниях задействованы тысячи печатающих устройств. Иногда топ-менеджмент предприятия даже не представляет, сколько устройств используется, каков объем печати и сколько стоит техническое обслуживание оборудования. Негативными последствиями этого становятся недостаточно контролируемые затраты на печать, трудности с поддержкой техники и нарушение ключевых бизнес-процессов предприятия. Чтобы этого избежать, следует воспользоваться эффективным решением управления печатью.

Управление активами ПО (Asset management)

На данный момент все большую популярность приобретают решения, предназначенные для оптимизации процессов управления активами программных приложений и их защиту. Функции такого решения включают в себя ведение учета программного обеспечения и его использования, срока действия лицензий и остальных документов, свидетельствующих о праве на использование программ, разработку и внедрение регламентов и политик приобретения необходимых программ, отслеживание ввода их в эксплуатацию, вывод из эксплуатации и другие действия.

Особенности управления ИТ инфраструктурой

Другие решения управления ИТ инфраструктурой предприятия:

  • общий мониторинг;
  • управление виртуальными средами;
  • управление контентом;
  • провижининг и активация услуг;
  • управление инфраструктурой ЦОД (DCIM);
  • управление инженерной инфраструктурой;
  • мониторинг приложений;
  • контроль соблюдения Соглашения об уровне сервиса – SLA.

Программные решения управления ИТ инфраструктурой

Применение современных программных средств мониторинга и управления помогает осуществлять правильное планирование модернизации и развития инфраструктуры ИТ, в значительной степени снижая объем ручных трудоемких операций, связанных с настройкой рабочих мест пользователей, сокращая расходы на обслуживание и поддержку и повышая надежность предоставления сервисов.

При обращении в специализированную аутсорсинговую компанию выбор того или иного программного решения определяется особенностями бизнес-деятельности конкретной компании после детального изучения ее ИТ инфраструктуры и связанных с ней бизнес-процессов. Для Microsoft-ориентированной ИТ структуры, по мнению многих специалистов, оптимальным выбором станет Microsoft System Center.

Компоненты этой системы обеспечивают:

  • безопасное и масштабируемое развертывание операционных систем и приложений;
  • сквозное управление службами ИТ среды;
  • эффективное управление конфигурациями, серверами, настольными ПК и мобильными устройствами;
  • защиту данных и приложений;
  • управление системами хранения данных;
  • управление резервным копированием и восстановлением в среде Windows.

На крупных предприятиях, где используется оборудование и программное обеспечение разных производителей, применяются системы от крупнейших мировых компаний, например, IBM Tivoli, НР Service Manager, MS Service Manager и др., которые способны поддерживать множество аппаратных платформ, ОС, бизнес-приложений, баз данных и включают в себя следующие возможности:

  • управление конфигурациями программ и оборудования, установкой и обновлением приложений и драйверов;
  • мониторинг и управление серверным и периферийным, инженерным оборудованием, ПО на ПК и серверах;
  • контроль лицензионной чистоты использующихся программных продуктов;
  • управление доступностью бизнес-сервисов;
  • автоматизация Service Desk;
  • управление системами хранения и защиты информации;
  • резервное копирование и восстановление данных при сбоях.

Основные функции современных систем управления ИТ инфраструктурой

Автоматическая установка ПО

Даже на небольших предприятиях, где больше десяти пользователей, инсталляцию новых ОС и программ в ряде случаев намного удобнее проводить в автоматическом режиме. Подобный подход может стать одним из средств снижения расходов на ИТ обслуживание и повышения доступности инфраструктуры путем высокой скорости отклика при возникновении проблем, потому что дать команду на установку программного продукта на удаленный ПК с консоли системного администратора гораздо проще и быстрее, чем выполнение инсталляции вручную.

Основные функции современных систем управления ИТ инфраструктурой

Современные системы управления дают возможность проводить автоматическое выполнение однотипных повторяющихся операций, к тому же они включают средства автоматизированного распространения ПО и обновлений, часто с возможностью отмены изменений. Подобные функции бывают полезны при возникновении потребности в массовой быстрой установке критически важных обновлений ОС и бизнес ПО, вызванной появлением вредоносных программ, использующих уязвимости браузеров, операционных систем, офисных приложений или почтовых клиентов.

Управление лицензиями

Во многих системах управления также содержатся инструменты, необходимые для проведения инвентаризации ПО и его проверки на соответствие заданной лицензионной политике, получения статистических данных и их анализа для обнаружения редко используемых программ, нахождения устаревших версий программных продуктов. Ведение данного учета позволяет предприятиям избежать проблем, связанных с нарушением лицензионной политики использования программного обеспечения, и оптимизировать расходы на получение лицензий.

Обработка событий

Если в компании работает множество серверов и компьютеров, отслеживание сбоев в них становится тяжелой задачей. Поэтому средства управления инфраструктурой ИТ часто имеют функцию автоматизированной обработки сетевых событий, а также автоматического выявления и устранения причин их возникновения, исправления последствий неполадок, выполнения диагностики и соответствующих предупредительных мер.

Часть систем управления приложениями может выполнять различные операции, основываясь на полученных ими данных, в частности, запускать тесты, переконфигурировать либо останавливать программы, выдавать диагностические предупреждения.

Управление доступностью и производительностью

Системы управления информационной инфраструктурой, как правило, обладают инструментами для управления доступностью и производительностью различных ее компонентов: сетевых устройств, серверов и остального оборудования, предоставляющими возможность включать и выключать их по расписанию либо при появлении в этом необходимости (в большинстве случаев это включение дополнительной техники при достижении предельного уровня нагрузки на работающие устройства).

Кроме вышеназванных инструментов, средства управления доступностью включают и функции контроля над использованием ресурсов, например, регулирования определенных квот на использование процессорного времени, памяти, сетевого и интернет-трафика, дискового пространства и контроля доступа к ресурсам локально-вычислительной сети на основе действующей политики безопасности.

Свежие новости и статьи

22 марта 2024

Cloud.ru и IT-компания ALP ITSM заключили партнерское соглашение

6 ноября 2023

Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?

1 сентября 2023

Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk.

14 июля 2023

SLA – три «волшебные» буквы

5 июня 2023

Спасли IT-инфраструктуру клиента и уберегли компанию от убытков. Кейс ALP ITSM

17 марта 2023

Зачем бизнесу нужен аудит ИТ систем (ИТ аудит)?

Закрыть

Запрос КП

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Получить консультацию

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Обратный звонок

Оставьте ваши контакты — ФИО и телефон. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ваша заявка успешно отправлена!

Наш менеджер перезвонит в ближайшее время.
Отвечаем за 1 час по будням с 9:00 до 19:00.
Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день с 9:00 до 10:00.

А пока предлагаем —

Познакомиться с историей, компетенциями, ключевыми сотрудниками ALP ITSM
Почитать 120+ отзывов российских и между­народных клиентов