Дмитрий Бессольцев
директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group

5 вопросов о "цифре"

27 Марта 2019

Цифровая трансформация одними компаниями уже воспринимается как реальность, другие о ней только задумываются, а есть и такие, которые вовсе отрицают ее необходимость на нынешнем этапе. На чьей стороне вы? 

Редакция журнала "Системный администратор" (и его приложения "Бизнес и технологии") задала известным в своих сегментах ИТ-компаниям пять самых важных вопросов о цифровой трансформации. Среди отвечающих - Дмитрий Бессольцевдиректор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group. 

1.Цифровая трансформация – рекламный шум или неизбежность?

С точки зрения дела – неизбежность. В некоторых сегментах рынка крупные коммерческие компании около 4-х лет выполняют ИТ-проекты по цифровой трансформации. Строят магазины и рестораны будущего, которые узнают постоянных клиентов и подстраиваются под их предпочтения. Таких проектов мало, но они есть. Существенно изменился и ИТ-аутсорсинг. Наша компания почти три года назад создала первый в стране экспертный сервис централизованного мониторинга и контроля за состоянием ИС (СЦМК). На основании непрерывного анализа поступающих данных о десятках показателей, по не заметным для человека признакам, СЦМК выявляет начинающие формироваться ИТ-инциденты. И подключает к анализу ситуации многопрофильные команды экспертов, которые в 75% случаев нормализуют ситуацию.

Цифровая трансформация нужна и в системе госуправления. Но если заказчикам не выделят денег и не поставят задачу сверху, проекты не стартуют. Или могут стать повторением идей и подходов из прошлого. Сейчас самые продвинутые в ИТ госструктуры создают порталы госуслуг, внедряют современные СЭД, повышают с их помощью оперативность процессов. Но таких проектов тоже немного, а масштаб их маловат по сравнению с тем, что можно сделать.

Перед началом масштабных проектов по цифровой трансформации госкомпаниям необходимо проверить, выдержит ли их фундамент – т.е. ИТ-инфраструктура, которая зачастую создавалась десятилетиями, без единого плана. Правильно начать с построения новой ИТ-инфраструктуры – более гибкой, полнее автоматизированной, лучше управляемой. Но пока рынок не увидит 1.6 трлн рублей., выделенных правительством на нацпроект по цифровой экономике, трансформация для большинства госструктур будет недостижимой.

2Необходима ли она вашей компании? Да? Нет? Почему?

Наша компания из тех, кто живет за счет постоянной цифровизации и трансформации своих процессов. Во-первых, потому что нам приходится конкурировать с более крупными ИТ-компаниями, у которых намного больше ресурсов. Мы должны быстро изучать новые технологии, решать, на какие из них делать ставку. И максимально автоматизировать услуги, «зашивая» в них эти технологии. Только так мы можем компенсировать разницу в ресурсах и отсутствие лоббирования интересов в верхах. А в конечном счете – не только успешно развиваться, но и находить новые пути для роста качества ИТ-обслуживания.

Без быстрого и заблаговременного освоения новых технологий (мы перевели основной бизнес на OpenSource еще в 2010, выполнили работы по автоматизации конфигураций для Linux-инфраструктур, создали СЦМК) на сложном и тесном «сервисном» поле некуда двигаться.

Во-вторых, будучи сервисной ИТ-компанией, мы должны уметь квалифицированно отвечать на запросы клиентов, в центре которых тоже находится цифровая трансформация – их бизнеса. Если не представлять, как подготовить к таким проектам ИТ-инфраструктуру, то грош цена предложениям «цифровизоваться».

3Какие инструменты/условия/ресурсы вам понадобятся для трансформации? И какие перемены она должна произвести в компании?

СЦМК, о котором я говорил выше. Внедрив его у большинства наших клиентов и превратив в технологическую основу ряда сервисов (автоматизированного сайзинга IaaS-ресурсов и др.), мы сбросили 25-45% ресурсных затрат на обнаружение серьезных ИТ-инцидентов и ложных срабатываний, на отделение одного от другого. Стали не просто реагировать на ИТ-инциденты и бороться с их последствиями, начали отлавливать сложные проблемы на стадии возникновения.

Клиенты перестали тратить деньги на повторное решение ИТ-проблем, мы – ресурсы на их повторное устранение. У наших специалистов, выполняющих ИТ-аудиты, на 50% сократились временные затраты на «сборку» отчетов для клиентов. Описание типовых частей серверных ландшафтов у заказчиков стал делать программный робот, а специалист – подключаться только, если робот не может выполнить работу. Ресурсы инженеров высвободились – кто-то ушел на более интересные, сложные и дорогие проекты, кто-то стал работать с новыми продуктами в Центре компетенций по импортозамещению и OpenSource. Некоторые услуги за счет автоматизации стали дешевле (быстрые и легкие ИТ-аудиты), их маржинальность повысилась (т.к. рутина стала выполняться быстрее и без ошибок, человеко-часов на нее стало тратиться меньше).

Перед нашими клиентами, трансформирующими бизнес с помощью ИТ, стоят те же задачи. Поднять маржинальность услуг, сохранить динамику развития, несмотря на кризис и стагнацию экономики, найти место в цифровой экономике и цифровизированном госуправлении. Наше ИТ-обслуживание с жесткими SLA по всей России тоже помогает им успешно решить их.

4. Готов ли сегодня российский бизнес к цифровой трансформации? Аргументируйте свою точку зрения.

Наши самые передовые заказчики из крупного бизнеса (ритейл, рестораны быстрого питания, телекоммуникационные компании) готовы трансформировать бизнес – и ментально, и в технологической части. Они несколько лет ведут взаимосвязанные проекты, где ИТ меняют работу крупных подразделений или организации с помощью ИТ. То есть имеет место цифровая трансформация.

В проектах используются ранее не применявшиеся технологии и продукты, происходит переход на микросервисную архитектуру, которую проще развивать, чем монолитную. Именно крупные коммерческие компании являются главным проводником «в цифру». Они внедряют цифровые системы управления контентом, интегрируют продажи в торговом зале и через интернет. Большой эффект на рынок оказывают высокоавтоматизированные сервисы, связанные с местоположением, например, заказ такси, изменивший не отдельные компании, а весь этот рынок. Портал Москвы, портал «Госуслуги» также служат ориентиром для своих сегментов рынка.

Но в целом госсектор медлит. Ему нужны бюджеты, критерии оценки качества проведенной трансформации «сверху», рынок поставщиков соответствующих услуг. Пока ничего этого нет. Однако если установка на цифровизацию и технологический суверенитет получит адекватную ресурсную поддержку, именно госсектор может наиболее масштабно переходить на новое ПО и трансформировать ИТ-инфраструктуру на новую, на базе отечественных компонентов. Процесс пойдет гладко и даст отдачу на вложенные средства, если эта инфраструктура будет программно-управляемой и будет соответствовать другим критериям, определяющим т.н. «ИТ-инфраструктуру 2.0».

5. Сколько лет понадобится вашей компании и бизнесу в целом для перехода в цифровую реальность?

Многое мы уже сделали, и хорошо понимаем, что будем делать в ближайшие три года в части цифровизации бизнеса. На эти три года и у нас, и у большинства наших заказчиков из Enterprise и развитых средних компаний есть дорожные карты. За это время мы планируем полностью цифровизовать оказание услуг в регионах РФ. Дальше планирование только крупными штрихами, т.к. все будет определяться труднопредсказуемой траекторией развития рынка.


Свежие новости и статьи