Как побудить сотрудников проявлять самостоятельность

Статьи 10 ноября 2022 Как мы на Яндекс Почту мигрировали: кейс ALP ITSM
ALP ITSM обеспечивает IT-поддержку компаниям разного масштаба — от небольших офисов с 20 сотрудниками до международных фастфуд-гигантов. Мы помогаем нашим клиентам находить выгодные IT-решения, подбираем и устанавливаем оптимальные сервисы. Но недавно мы сами оказались в ситуации, когда нужно было отказываться от привычных решений и искать новые варианты. Рассказываем, как наша компания численностью 120 сотрудников переходила на отечественный почтовый продукт и что из этого вышло.
Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.

Сегодня практически никто не сомневается в пользе самостоятельности сотрудников. Выгоды для бизнеса очевидны – это и разнообразные инновации, и оптимизация бизнес-процессов, и вывод принципиально новых услуг на рынок. В общем, все то, что позволяет компании выйти вперед. И то, что практически не реализуемо без самостоятельных сотрудников. Но как сделать, чтобы сотрудник проявлял самостоятельность без напоминаний руководителя? Вопрос для многих открытый. Чтобы ответить на него, сначала давайте проясним, что такое самостоятельность, если говорить о бизнесе.

Обычно под самостоятельностью понимают способность самому ставить цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет. Это определение прекрасно работает в жизни, но мало чем помогает при командной работе. Ведь сотрудника нанимают для самостоятельного выполнения своих обязанностей! 
Поэтому самостоятельность в бизнесе – это право сотрудника на самоконтроль. То есть не просто «приходить вовремя и работу работать», а возможность уйти в свободное плавание с уверенностью, что нужный результат будет получен и оценен. 
Самостоятельность требует наличия у сотрудника:
  • Уверенности в собственных силах
  • Мотивации к тому, чтобы проявляться
О мотивации сказано и написано очень много. Скажу лишь главное. Сотрудник должен быть уверен, что быть самостоятельным для него выгодно. А вот уверенность в собственных силах более «тонкая» материя. Её очень тяжело и долго растить. А уничтожить можно за несколько минут. 

 Неуверенный в собственных силах сотрудник будет бояться ответственности, которая даётся вместе с самостоятельностью. Вместо принятия решения он будет эскалировать вопрос на руководителя, собирать совещания или искать иные способы непринятия ответственности. Ни о каком «свободном плавании» здесь говорить не приходится.

Уверенность в собственных силах очень сильно зависит от самого сотрудника. Но и у руководителя есть возможность влиять на неё. Что для этого нужно?


Хвалить правильно


Нет ничего более действенного, чем похвала. Ведь вы, как руководитель, напрямую воздействуете на самооценку подчиненного. Вербально или невербально Вы говорите: «Молодец. Так держать. У тебя всё получается».

Хвалить нужно лично. В беседе на корпоративной кухне, в разговоре о премии, при подведении итогов работы за квартал.

Хвалить нужно и в «общественном поле». Например, в новостях на внутреннем портале, на совещаниях, при поздравлении с днем рождения. Кроме подъема чувства собственной значимости, растет и социальный статус сотрудника в компании. Это не только положительно влияет на самооценку конкретного человека, но и дает ориентиры «что такое хорошо» другим сотрудникам.

А главное, это несложно. Не надо нанимать экспертов, закупать лицензии или мощности в облаках. Нужно просто хвалить.

Критиковать обдуманно


Кроме пряника, нужен кнут. Но пользоваться им надо правильно. Для этого нужно понимать, зачем нужна критика и что она дает.

В корпоративной системе координат похвала отвечает за «что такое хорошо», а критика – за «что такое плохо». Цель критики – изменить поведение сотрудника в конкретной ситуации. Не поднять собственную самооценку, не выпустить пар. Критика должна приводить к желаемому результату – конкретному изменению в работе сотрудника. Что для этого нужно?

Не «включать родителя». Т.е. не поучать и не воспитывать. Это гарантированно заставит человека защищать себя. Даже если он точно знает, что неправ. Критика не будет принята, нужного бизнесу изменения не произойдет.

Ругать сотрудника только за то, что находится в зоне его ответственности. Попробуйте, например, отругать подчиненного за то, что его руководитель опоздал на работу, и Вы встретите, как минимум, непонимание. А от непонимания до изменения очень далеко.

Критиковать аргументированно. Поэтому прежде чем ругать, подготовьтесь. Соберите факты, а не мнения, проанализируйте ситуацию, определите негативные последствия. Сообщите их. Не надо их замалчивать, думая, что это и так очевидно. У сотрудника может быть совсем другое видение ситуации.

Не предлагать готовое решение. Просто спросите сотрудника: «Что будем делать?». Он должен сам дойти до правильного ответа. Это его право на самоконтроль. Ваше право, как руководителя – направлять вопросами и аргументированно отвергать предложенные неподходящие варианты.

Понятно, что личная критика должна сообщаться только лично. Например, в переговорной. Если же «прокол» — плод коллективной работы, то лучше собирать сотрудников вместе и честно объявлять: «Коллеги, вот здесь мы облажались». Не «вы», а «мы». Это главное. Коллектив нужно объединить для решения проблемы, а не для защиты от руководителя.


Давать право на ошибку


Нельзя ругать за любой прокол, даже если вы ругаете сотрудника абсолютно правильно. В этом случае естественной реакцией сотрудника будет делать как можно меньше. Чтобы как можно меньше «получать». Ваша задача как руководителя – создать такие условия, когда у человека будет право на ошибку. И Ваша же задача убедиться, что такая ошибка не сломает всю систему, отдел или департамент.

Данное право, однако, не означает, что нужно становиться всепрощающим. Вполне можно ожидать, что сотрудник научится на этой ошибке. И не будет повторять её в будущем. Главное, не забыть сообщить об этих ожиданиях сотруднику.


Итого


Самостоятельность сотрудника невозможна без уверенности в собственных силах. Конечно, уверенность сильно зависит от характера и жизненного опыта конкретного человека, но и на нее можно повлиять.

Для этого сначала нужно научиться хвалить и ругать правильно.


В продолжение темы: О пользе ошибок сотрудников для бизнеса

Карьера
Бизнес Инсайт

Свежие новости и статьи

Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.
Статьи 11 мая 2022 Не можно, а нужно: рассказываем, как безболезненно перенести IT-инфраструктуру компании в российское облако. Кейс ALP ITSM
За последние два месяца российские компании столкнулись с различными сложностями, в том числе по части IT. Среди них — остановка продажи нового ПО, невозможность оплаты услуг западных сервисов, повышение цен на оборудование и всевозможные блокировки. ALP ITSM помогает клиентам найти решения, чтобы обезопасить IT-инфраструктуру в нынешних условиях. Делимся опытом миграции из зарубежных облаков в российские.
Статьи 1 апреля 2022 Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk. Когда компания растет, увеличивается и количество запросов от пользователей. Однажды это превращается в «снежный ком»: техподдержка не справляется с потоком, заявки теряются, время обработки обращений все дольше, пользователи недовольны. Знакомая ситуация? Тогда нужно срочно внедрять ServiceDesk. Разбираемся, чем может помочь эта система, и какие направления стоит автоматизировать в первую очередь.