Хватит быть интровертом

Пора стать бизнесовым и эмпатичным айтишником.
Хватит быть интровертом
Директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев написал в редакцию vc.ru письмо об ошибках ИТ-специалистов при устройстве на работу — почему нужно забыть об интровертах «в грязном свитере» и «всезнайках», а также дал несколько советов по внешнему стилю и поведению современного ИТ-сотрудника.

Раньше ИТ-гика рисовали как немытого персонажа, одетого в грязный свитер, заправленный в штаны, и с огромной бородой в крошках. Этот подвид, безусловно, остался, но его представителям мои советы вряд ли потребуются.

Сегодня на собеседования в высокотехнологичные компании приходит все больше и больше совсем других ИТ-гиков — из молодого поколения. Они выглядят модно, а временами и ультра-модно — как хипстеры. Но почти все они совершают одни и те же — неочевидные — ошибки. И потому, с точки зрения работодателя, оценивающего сложности встраивания соискателя в рабочий процесс, мало отличаются от своих предшественников. Эти ошибки особенно критичны на собеседованиях в ИТ-аутсорсинговую компанию. Туда, где ИТ-шникам придется много работать не только с «железом» и программным обеспечением, но и (в первую очередь!) с разными бизнес-заказчиками

Как человек, наравне с HR-менеджерами отвечающий за результат каждого собеседования в свой департамент, перечислю самые частые промахи, обеспечивающие довольно продвинутым ИТ-специалистам больше всего минусов в карму. И расскажу, как их можно избежать

Ошибка первая: ориентация в сторону «железок», а не в сторону люде

Проходя собеседование в компанию, поставляющую ИТ-услуги на внешний рынок, соискатель уже на первом этапе должен продемонстрировать главное — разворот в сторону бизнес-заказчика. Причем, это может быть не только внешний клиент — из среднего бизнеса или из enterprise-сегмента. Это может быть внутренний заказчик, например, соседнее подразделение со своими бюджетами, целями и задачами. Или будущий коллега, который администрирует сетевую часть инфраструктуры. Тогда как соискатель, например, должен будет следить за серверной частью или за СХД.

Я понимаю, что сегодня «модно» быть интровертом. Или, скорее, наше общество стало намного уважительнее относится к представителям этого психотипа. Люди (в том числе, из ИТ) подхватывают это течение. Тем более, что оно накладывается на успевшую стать привычной профессиональную характеристику — многие ИТ-шники, действительно, не слишком расположены ко внешнему миру и его обитателям.

Но пренебрежительное отношение к «юзерам», бравирование интровертностью — это первая и главная ошибка ИТ-специалистов на собеседовании в компанию, занятую ИТ-сервисом. Ведь весь ее бизнес строится на уважении к заказчику. И к миру, в котором клиент ведет свое дело, что не всегда легко в нашей стране и в нынешних экономических условиях.

Причем, если бы бравада была сдержанной, это бы еще можно было понять. И даже увидеть такого человека в своей бизнес-структуре. Но глубокое пренебрежение к клиентам, коллегам и, в принципе, к человеческому окружению — это проблема. В первую очередь, для «нового ИТ-гика». А для меня — серьезное препятствие для найма. Даже если передо мной состоявшийся профессионал.

Что делать: стать ИТ-шником нового типа

Станьте ИТ-специалистом, способным произвести и дать клиентоориентированную услугу. Вся ваша стратегия — риторика, внешний вид, манера держаться должна строиться вокруг этого простого, но очень мощного для нанимателя стремления. Станьте бизнесовым, эмпатичным ИТ-шником, повернутым не только и не столько в сторону «железа» и программного обеспечения, сколько в сторону производства продукта или услуги, нацеленного на потребителя.

Вы можете специализироваться на чем угодно: администрировании серверного или сетевого ландшафта, бизнес-приложений, на работе со средними и крупными торговыми сетями, банками, обслуживании госучреждений. Все это требует разговора на бизнес-языке. А не только технических знаний, умений и терминов. Так дайте же клиентам то, что им так нужно. И покажите уже на собеседовании бизнес-подход. Примите бизнес-пользу как основную парадигму. И демонстрируйте ее при первой же встрече с HR-специалистом, а не приберегайте исключительно для будущего руководителя. Если вы этого не умеете, в вашем багаже знаний и навыков, очевидно, пока нет главного элемента.

Если компания нацелена на поиск бизнес-ориентированных кадров, HR непременно отметит это в резюме для потенциального руководства. Но и до пометки руководитель мгновенно это увидит и сделает выводы. Говорите и думайте: «Моя ценность не в том, что я технарь. А в том, что я — технарь-коммуникатор. Технический специалист, который знает как и может произвести качественную и нужную услугу для «владельцев заводов, газет, пароходов». В нашем случае для собственников крупных западных холдингов и фармацевтических компаний. То есть, для всех, у кого есть устоявшаяся бизнес-культура и стремление достичь положительной динамики в бизнесе. Или для тех, кто такую культуру только строит.

Как проявить это внешне? Внимательно следите за тем, что и как вы говорите. Не «юзвери», не «юзеры-дебилы» и даже не просто «юзеры». А пользователи и сотрудники. Не: «Я — специалист по дурацким вопросам», а: «Я решаю все задачи пользователей».

Ошибка вторая: моя мама заблуждалась, хорошие манеры — устарели

Полагаю, что ваша мама была права — хорошие манеры все еще важны в нашем мире. Особенно для ИТ-специалистов. К сожалению, на собеседовании очень многие ИТ-шники злостно нарушают это правило. Они настолько верят, что им есть, что тебе сказать, что говорят очень много. И постоянно перебивают. Не умеют слушать и слышать собеседника. Тем самым не учитывают стандартную черту любого топ-менеджера — постоянную нехватку времени и стремление вычленить главное из огромного потока входящей информации. То, что у него на первом месте — задачи бизнеса. Клиентоориентированность. Рентабельность. Баланс между тратой ресурсов и пользой для заказчика.

Соискатель не учитывает и тот очевидный факт, что даже 30-40 минут на разговор с ним почти наверняка были выкроены с большим трудом. И значит, должны принести максимум пользы потенциальному руководителю и работодателю. Да и самому ИТ-специалисту.

Как этого добиться? Об этом стоит серьезно подумать до, а не во время собеседования. Учтите, сама ваша манера построения беседы уже говорит о многом. Если ИТ-специалист настроен на то, чтобы больше говорить, чем слушать, то о какой ориентированности на сервис (то есть на внимательный и осознанный разговор с заказчиком, на понимание его насущных проблем и поиск лучших для него и, одновременно, для компании, решений) может идти речь? Если он не может четко формулировать свои мысли, умно ставить вопросы, аккуратно и обоснованно проводить свои цепочки рассуждений, то как он будет отстаивать свои рекомендации?

Что делать: стройте всё общение в русле речи Кеннеди

Спрашивайте себя и своего потенциального руководителя не о том, что он может сделать для вас, а что вы можете сделать для него, его департамента и, в первую очередь, для его клиентов. Уже сейчас и чуть позже. Не вываливайте на собеседника весь свой ум, образованность, прошлый опыт, черты личности и склада характера. Особенно (!), если вы, действительно, умны и опытны.

Поделиться всем, что вы знаете в нужной области на собеседовании — ценно для вас. Но не для вашего руководителя. Вашему будущему клиенту и вашей компании нужно не это. Им нужно увидеть, как вы решаете проблемы. Часто — нетривиальные. Как находите выход в условиях нехватки времени и ресурсов. Это случается даже в лучших ИТ-компаниях. И, главное, вашим собеседникам нужно понять, как вы при этом себя чувствуете и ведете. Насколько корректно продолжаете взаимодействовать с внешним миром не в самых простых условиях.

Как проявить это внешне

Покажите готовность слушать и слышать, а не только говорить. Проявите свою интеллигентность и тактичность. И проактивность. Не как рекламный оборот, который может принести вам лишние очки, а как способность поймать проблему на этапе зарождения, опознать ее и показать, как бы вы ее решили. Не ваш руководитель, а именно вы. Здесь и сейчас.

Используйте вежливые слова и корректные обороты речи. Будьте тактичными, берегите собеседников. Старайтесь обходить стороной все вопросы или моменты, которые могли бы их уязвить. Не приравнивайте это к слабости. Тактичность — это спокойная, красивая, осознанная сила. С помощью которой вы управляете ситуацией. И которая положительно воздействует на других.

Конечно, общаясь с HR-менеджером, очень легко забыть о тактичности и напустить на себя вид всезнайки. Ведь перед вами — не специалист по информационным технологиям. Соблазн сделать это очень велик. Но тогда не стоит ждать положительной реакции ни от него, ни от руководителя, для которого рекомендация квалифицированного и опытного HR-специалиста имеет большой вес. Поэтому — будьте джентльменом. Вам зачтется. И помните, что на кону стоит ни много ни мало, перспективная работа. Ведь другую вы не ищете, верно?

Ошибка третья: ИТ-сленг под абсолютным запретом или полностью приветствуется.

ИТ-сленг и сленг вообще — неоднозначные явления. С одной стороны, ИТ-сленгом не стоит злоупотреблять. Но иногда он может оказаться очень полезным. Например, я часто вижу, что во многих крупных западных компаниях, которые являются нашими заказчиками, владение специфической англоязычной ИТ-терминологией — часть сигнальной системы «свой/чужой». То есть ваши «assessment» и «procurement» вполне могут стать преимуществом, а не недостатком в отдельно взятой, зрелой бизнес-среде, где англоязычный сленг — давно устоявшаяся часть корпоративной культуры. И, кстати, в отдельно взятой ситуации («Я тоже не стесняюсь его использовать — как и вы»).

Однако «серверочки» (компьютеры, неудачно выполняющие роль серверов в бизнесе с низкой ИТ-зрелостью) и «базенки» (небольшие базы данных) я бы исключил. Это — не тот атрибут, который должен быть присущ современному, бизнес-ориентированному, интеллигентному ИТ-специалисту, желающему работать с пулом зрелых клиентов, с которыми у компании уже имеются или только выстраиваются долгосрочные отношения

Что делать и как проявить это внешне: следите за ситуацией

Не нужно бояться ИТ-сленга, как огня, если его использует, скажем, один из ваших потенциальных руководителей. Но и не стоит злоупотреблять им, если в компании это не принято. Где проходит грань допустимого можно понять уже на собеседовании — и правильно встроиться в контекст. То же самое касается и ваших будущих переговоров с заказчиками. Понимайте, где вы находитесь и старайтесь соблюдать «принятый устав». Замечу, это не соглашательство, как ошибочно полагают в российской культуре. Это политика. Или, иначе говоря, полезное управление ситуацией. Которой вы, как бизнесовый ИТ-специалист, скорее всего, захотите научиться. Или, возможно, уже учитесь.

Ошибка четвертая: насильственный бизнес-стиль или любимая футболка

Здесь для ИТ-специалистов много хороших новостей. Во-первых, последний общемировой (а не только общероссийский тренд) — послабление во всем, что касается бизнес-стиля. За последние десять лет для ИТ он успел стать обязательным, затем перестал им быть, а потом отчасти восстановился, но в гораздо более мягкой форме. Современный look ИТ-специалиста вполне, вполне может быть полухипстерским.

Что делать и как проявить это внешне: стирайте, гладьте, комбинируйте и мойтесь

Не нравится строгий деловой костюм? Смените его на «европейский», с укороченными штанинами, из тонкого материала и, допустим, с цветными носками. И это будет хорошо для молодого человека. Но помните: опрятность пока никто не отменял. Если у вас борода — то ухоженная. Если свитер — то без «катышков». Если шарф — то достаточно новый. Если туфли — то не стоптанные. Если брюки и рубашка, джинсы и футболка — то чистые и выглаженные. Если шлейф туалетной воды — то не чрезмерный. Сам аромат должен вам нравиться и, в идеале, подходить. Да, и… Мыться нужно обязательно! Ведь тренд «раскрепощенный стиль» пришел к нам не один, а держа за руку тренд «следить за собой». Учитывайте это, пожалуйста. И — удачных вам собеседований.

https://vc.ru/flood/17524-no-intro-it


Свежие новости и статьи

22 марта 2024

Cloud.ru и IT-компания ALP ITSM заключили партнерское соглашение

6 ноября 2023

Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?

1 сентября 2023

Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk.

14 июля 2023

SLA – три «волшебные» буквы

5 июня 2023

Спасли IT-инфраструктуру клиента и уберегли компанию от убытков. Кейс ALP ITSM

17 марта 2023

Зачем бизнесу нужен аудит ИТ систем (ИТ аудит)?

Закрыть

Запрос КП

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Получить консультацию

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Обратный звонок

Оставьте ваши контакты — ФИО и телефон. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ваша заявка успешно отправлена!

Наш менеджер перезвонит в ближайшее время.
Отвечаем за 1 час по будням с 9:00 до 19:00.
Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день с 9:00 до 10:00.

А пока предлагаем —

Познакомиться с историей, компетенциями, ключевыми сотрудниками ALP ITSM
Почитать 120+ отзывов российских и между­народных клиентов