Коротко - о главном

Мы входим в дивный новый мир...
Коротко - о главном
На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний. Среди них - Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group. 

1. Какие события, решения, новости 2016 года Вы считаете самыми важными для развития ИТ-отрасли в России и в мире?

Основной тренд в России, который оказывает на ИТ-отрасль еще большее влияние, чем в 2015 – импортозамещение. И окончательный поворот госкомпаний в сторону российского реестрового и свободного ПО. Для коммерческих предприятий интерес к ПО Open Source и проприетарным российским программным продуктам тоже проявляется отчетливо, но он чисто коммерческий. Умная экономия на ИТ. Этот тренд продолжился и усилился, но он не новый.

Новый тренд 2016 – это гораздо более прикладной, а не умозрительный взгляд на вопросы импортозамещения. Хотя реестр по-прежнему вызывает много дискуссий, основные решения здесь уже приняты. Поэтому рынок перестал ждать чудес. А, наконец-то, начал искать ответ на вопросы, кто и как будет внедрять и поддерживать эти решения. Да еще и так, чтобы избежать разочарований! И обеспечить пользу всем – и российским разработчикам, и внедренцам, и потребителям. Последним – еще и с точки зрения реальной экономии средств при внедрении, сопровождении и снижении стоимости совокупного владения.

Есть еще одно изменение из области ИТ-услуг. Экономическое и политическое давление на Россию, которое уронило рубль, сделало Россию более привлекательной для иностранных ИТ-компаний. В рамках глобальных контрактов западные аутсорсинговые предприятия привлекают зрелые российские ИТ-предприятия для оказания услуг на месте. Это кардинально отличается от ситуации 2014-2015, когда ИТ-аутсорсинговые центры формировались в странах Восточной Европы и Балтии. Т.е. на Западе окончательно убедились, что российские компетенции – высоки, цены – приемлемы, а проблема с английским языком решена или решаема. И такой способ работы выгоден глобальным заказчикам. Он выгоден и российским ИТ-компаниям, потому что текущий курс рубля дает им возможность не демпинговать, а продавать ИТ-услуги по хорошей стоимости. Ведь для иностранцев это цена все равно останется привлекательной.

2. Какие тенденции и люди в ИТ Вам кажутся перспективными и интересными?

Самые интересные для меня люди в ИТ – сейчас вовсе не из ИТ. А из крупного бизнеса, ориентированного на клиентов. Мне наиболее импонируют здесь Греф и Тиньков. Герман Греф, например заявил, что признак высокотехнологичной компании (чем бы она ни занималась) – отсутствие ИТ-департамента. Да, эпатажно! Но Грефу – можно. В основном, потому, что в этой фразе заложен глубокий и действительно актуальный сегодня смысл: кто-то должен постоянно быть проводником задач бизнеса в плоскость ИТ. И придумывать не водопад ограничений, а поток решений для развития бизнеса. И если современный ДИТ этого не может, ему лучше измениться. Или умереть.

Тиньков тоже живет в эпатажном образе, с продуманной сумасшедшинкой. Но при этом он делает замечательный финтеховский продукт, очень сильно развернутый в сторону потребителя. И это – musthave. Это – будущее ИТ. Не просто написать супер-отказоустойчивую, надежную и безопасную платформу и нанять в комплект к ней еще более странных продавцов, которым приходится взаимодействовать с клиентами банков. А суметь сделать финтех с человеческим лицом. Потому позиция Тинькова – делать продукты для людей, которые меняют рынок и парадигму – мне очень близка!

3. Если бы вдруг встретили на своем пути Илона Маска, о чем бы Вы его спросили?

Варп-двигатели будут под управлением Open Source? А ИТ-инфраструктура Марса?

4. Каким этот год был для вашей компании? Легче или тяжелее стало вести бизнес?

И сложнее, и проще. Сложнее стало продавать типовые ИТ-услуги ИТ-аутсорсинга, нацеленные на СМБ, ритейл и Enterprise. Во-первых, потому что существенно удлинился цикл сделки. Это верно как для отечественных, так и для иностранных компаний. Бизнес, принимающий решение, теперь намного дольше выбирает подрядчика, стремясь получить максимум на каждый вложенный в ИТ рубль.

Причем, глобальные иностранные компании, видя падение долларовой прибыли в два и более раза на российском рынке, смотрят на ситуацию дольше и пристальнее, пытаясь понять, а что с этим делать. Какой бюджет выделить на базовые ИТ и как поступить с более сложной, интеллектуальной частью? При этом они твердо знают, что стагнация на стремительно падающем рынке – это все равно успех для зрелого глобального предприятия с продуманной стратегией. Но в комплексе попытки понять, что делать, кого выбрать – глобального или российского игрока, как получить максимум ценности для бизнеса и сколько на покупку и анализ этой ценности выделить, заставляют их принимать решение о покупке типового ИТ-обслуживания в разы медленнее, чем в конце 2014 и в 2015. Зато решения о покупке умных услуг (микро-аудиты разной направленности, например), наоборот, стали приниматься и быстрее, и чаще, судя по нашей статистике.

Проще же стало благодаря импортозамещению. На ИТ-рынке появилась новая кровь! Небольшие, но профессиональные разработчики отечественного ПО («Базальт СПО», «Новые облачные технологии» и др.) стали выигрывать государственные контракты на поставку ПО, так как их продукты полностью соответствуют требованиям регуляторов. И у этих компаний есть четкое видение будущего и поддерживающие его продукты и методики. Иными словами, на рынке появился новый, «неожиданный» вид конкуренции, который ослабляет позицию вендоров проприетарного ПО, а в будущем имеет все шансы повлиять на них еще сильнее.

Крупным клиентам «новая конкуренция» дала выбор и новые возможности в части ПО – причем, не только при внедрении, но и при поддержке. Нам, как ИТ-предприятию, умеющему качественно обслуживать проекты на базе Open Source и российского реестрового ПО, эта ситуация открыла возможности, которых раньше мы получить не могли. И мы смогли ими воспользоваться. Подготовив к запуску ряд действительно инновационных услуг, ориентированных на партнерство с разработчиками проприетарного и свободного отечественного ПО. Первые услуги из этого пакета стартуют в уже в 2016 году, остальные – в 1-м квартале 2017.


5. Ваши пожелания коллегам и партнерам в преддверии Нового года?

Мы входим в дивный новый мир. И он сильно отличается от того, к которому мы успели привыкнуть за последние десять лет. Когда лишь десяток-другой компаний на ИТ-рынке мог претендовать на серьезные контракты и большие сложные внедрения. А остальные были вынуждены довольствоваться крохами – только из-за разницы в масштабах. Сейчас, с приходом новых, «неожиданных» конкурентов, и благодаря растущему интересу заказчиков к российским продуктам и Open Source, нам – средним российским ИТ-компаниям – придется сильно поменяться. И признать, что одной из самых выгодных стратегий на рынке в следующие три-пять лет станет не столько конкуренция за каждого заказчика, сколько кооперация. Т.е. объединение в партнерские сети нового типа, способные собрать воедино и применить наилучшим образом имеющиеся у российских ИТ-компаний компетенции, процессы, практики, подходы, возможности и ресурсы.

Только такая, высокоинтеллектуальная и исключительно выгодная для всех сторон кооперация (в т.ч. и Центров компетенции, например), позволит рынку осилить поток крупных импортозамещающих проектов в государственных структурах, насчитывающих десятки, а иногда и сотни тысяч рабочих мест, разбросанных по всей России. Возможно, словосочетание «новая кооперация» приобретет в 2017 гораздо больший вес и для крупных игроков ИТ-рынка. По крайней мере, я очень желаю этой «синергии высоких интеллектов» всем коллегам и партнерам.

Свежие новости и статьи

22 марта 2024

Cloud.ru и IT-компания ALP ITSM заключили партнерское соглашение

6 ноября 2023

Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?

1 сентября 2023

Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk.

14 июля 2023

SLA – три «волшебные» буквы

5 июня 2023

Спасли IT-инфраструктуру клиента и уберегли компанию от убытков. Кейс ALP ITSM

17 марта 2023

Зачем бизнесу нужен аудит ИТ систем (ИТ аудит)?

Закрыть

Запрос КП

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Получить консультацию

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Обратный звонок

Оставьте ваши контакты — ФИО и телефон. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ваша заявка успешно отправлена!

Наш менеджер перезвонит в ближайшее время.
Отвечаем за 1 час по будням с 9:00 до 19:00.
Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день с 9:00 до 10:00.

А пока предлагаем —

Познакомиться с историей, компетенциями, ключевыми сотрудниками ALP ITSM
Почитать 120+ отзывов российских и между­народных клиентов