директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group

Критикуй правильно

Статьи 28 июля 2021 ИТ аутсорсинг и ИТ-аутстаффинг – в чем разница?

От клиентов часто можно услышать: «Нам остро не хватает рабочих рук, все штатные единицы заняты, нужно взять кого-то на подряд». Желание вполне объяснимое, учитывая огромный дефицит ИТ-специалистов, от которого сейчас страдает вся отрасль.

Закрыть потребность во внешних ИТ-специалистах можно по-разному: через ИТ-аутсорсинг или ИТ-аутстаффинг. Многие путают эти понятия, считая их почти равнозначными. Но между ними есть существенные различия. Выясняем, какие именно.

Статьи 15 июля 2021 SLA – три «волшебные» буквы ИТ-аутсорсинговая компания берет на себя определенный круг задач
и ответственность за их выполнение. Но что делать, если качество в итоге вас не устроило?
Когда речь идет о штатном сотруднике, меры понятны (хотя далеко
не всегда эффективны) – «профилактические беседы», повышение квалификации или, в крайнем случае, увольнение. А как быть
с привлеченным подрядчиком? Ответ в этой аббревиатуре – SLA, Service Level Agreement или соглашение об уровне сервиса
Статьи 29 июня 2021 3 оттенка ИТ-аутсорсинга: какой подходит именно Вам? Зачем предпринимателю знать различия между несколькими видами ИТ-аутсорсинга? Все просто: даже если сейчас вы пользуетесь каким-то одним набором услуг, все может быстро поменяться и вам понадобится что-то новое. Поэтому сегодня поговорим о том, каким в принципе может быть ИТ-аутсорсинг.

У каждого руководителя есть вопросы, которые годами не дают ему покоя. Один из них – как действовать так, чтобы критика приносила верные результаты? Не обиду и не уход ценного, компетентного и дорогостоящего специалиста, работающего, например, с крайне востребованными сегодня OpenSource-решениями или российским ПО, а рост продуктивности, правильно откалиброванное понимание целей компании и его собственных задач. И что вообще должен уметь руководитель, который критикует своего сотрудника?

Эксперт «Понедельника», Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group, делится своим опытом.  

Читайте, пользуйтесь! И пусть с нового понедельника ваши коммуникации станут более точными и эффективными. 

Грамотный руководитель должен уверенно владеть навыками «социальной инженерии»

 То есть абсолютно правильно выбирать роль, из которой он критикует сотрудника («поговорим по-мужски», «поговорим, как руководитель с подчиненным», «поговорим, как коллеги, отвечающие за один крайне важный участок»). И, действительно, уметь или хотя бы постоянно стремиться к тому, чтобы максимально органично «упаковывать» аргументы, которыми он в этой роли оперирует, то есть критиковать умело. А не «как получится». 

Важно всегда иметь под рукой предметную часть

Хорошо понимать специфику того, о чем пойдет речь. Даже если вышестоящий руководитель — умелый и опытный социальный инженер, то ему, по понятным причинам, может не хватать знаний или информации по предметной части. А линейный руководитель, который прекрасно владеет конкретикой, может не уметь пока точно построить разговор. Это две наиболее опасные ловушки для руководителей. Как правило, они приводят к тому, что критика никак не помогает сотруднику, которого критикуют. Да еще и подрывает авторитет линейного или вышестоящего руководителя. Поэтому я рекомендую линейным руководителя учиться выбирать правильную роль и хорошо готовиться к сложному разговору, а вышестоящим — быть в разговоре максимально предметными. Лучше всего это достигается в тандеме. Например, когда сложный разговор формируется «на троих». В этом формате и роли распределяются органично: вышестоящий руководитель задает тон и умело направляет беседу, а линейный руководитель делится необходимой в этой ситуации конкретикой. При этом оба учатся: вышестоящий руководитель вбирает в себя нужное количество конкретики, необходимой для поддержания предметного разговора, а линейный — учится политически и концептуально правильно строить разговор.

Но в самом большом выигрыше здесь сотрудник — он сразу получает обратную связь. Причем двойную. И от линейного, и от вышестоящего руководителя. Более того, у каждого, участвующего в трехсторонней встрече, появляется полная прозрачность во всем, что касается договоренностей. Это лучший из возможных результатов.

Выбирать форму критики следует, отталкиваясь от «стажа» и зрелости человека

По моему опыту, самым профессиональным и психологически зрелым специалистам, как воздух, нужна быстрая, прямая и точная обратная связь. Без лишних намеков и тонких иносказаний. Это может быть критика. А может быть и положительная оценка — не так важно. Зрелому специалисту при прямом общении с руководителем намного важнее понять другое — правильно он движется или нет. Если в компании или департаменте сформирована полноценная система наставничества, и ТОП-менеджменту, и линейному руководству, да и самим сотрудникам становится намного проще взаимодействовать и достигать общих результатов. Так как линейное руководство ведет «постоянный аудит» того, правильно ли специалист действует в рамках проекта или сложной рабочей задачи. И, конечно, держит в курсе вышестоящего руководителя, пусть даже в общих чертах.

Если же специалист работает на самостоятельном участке, да еще и системы наставничества нет, сотруднику намного сложнее. Потому что желание получать прямую обратную связь от руководителя постоянно растет, но крайне редко удовлетворяется. Не системно, а «рывками», что, конечно, дезориентирует даже самого профессионального сотрудника.

Есть еще один важный момент, который касается критики: если сотрудник, скажем, пришел из компании с прямо противоположной корпоративной культурой, например, в IT-аутсорсинговую компанию с длинными горизонтальными связями из госкорпорации, где связи — только вертикальные и короткие, то руководитель должен помнить одну простую истину, которой многие ТОП-менеджеры пренебрегают. Его подчиненному потребуется какое-то время, чтобы преодолеть высокий уровень стресса, адаптироваться и встроиться в новую рабочую среду. И тут руководителю полезно будет более аккуратно формулировать свои мысли — используя и намеки, и общие слова.

Но когда сотрудник уже встроился, понял и принял корпоративную культуру компании и ее цели, преодолел первоначальный стресс и занял в структуре роль комфортную и для себя, и для компании, он начинает крайне ценить прямую критику. То же самое происходит, когда сотрудник совершил рывок по «шкале зрелости» и перешел на следующий, более высокий уровень.

Однако даже тогда роль руководителя остается очень важной, так как именно он должен понимать, как правильно общаться с каждым конкретным человеком, чтобы мотивировать его, причем, надолго. 

Резюме

Если коллектив отличается высоким уровнем зрелости, то быстрая, точная, предметная и прямая обратная связь мотивирует более 80% специалистов. Если же зрелости по разным причинам пока не хватает (начало карьеры, переход из другой компании, переезд из региона в столицу и пр.), таких людей лучше больше хвалить, нежели ругать, а критику — смягчать и вуалировать (как правило, незрелых, тревожных специалистов не более 20% на команду). Однако этот период вуалирования и смягчения не должен стать бесконечным. Выросла зрелость — критика должна стать более прямой и четкой. И, что интересно, как только растет его зрелость, специалист сам этого требует! Проверено не раз!

Карьера
Понедельник

Свежие новости и статьи

Статьи 15 июля 2021 SLA – три «волшебные» буквы ИТ-аутсорсинговая компания берет на себя определенный круг задач
и ответственность за их выполнение. Но что делать, если качество в итоге вас не устроило?
Когда речь идет о штатном сотруднике, меры понятны (хотя далеко
не всегда эффективны) – «профилактические беседы», повышение квалификации или, в крайнем случае, увольнение. А как быть
с привлеченным подрядчиком? Ответ в этой аббревиатуре – SLA, Service Level Agreement или соглашение об уровне сервиса
Статьи 29 июня 2021 3 оттенка ИТ-аутсорсинга: какой подходит именно Вам? Зачем предпринимателю знать различия между несколькими видами ИТ-аутсорсинга? Все просто: даже если сейчас вы пользуетесь каким-то одним набором услуг, все может быстро поменяться и вам понадобится что-то новое. Поэтому сегодня поговорим о том, каким в принципе может быть ИТ-аутсорсинг.
Статьи 18 июня 2021 Зачем бизнесу нужен аудит ИТсистем (ИТ аудит)? В самом начале сотрудничества ИТ-аутсорсинговая компания часто предлагает провести аудит ИТ-систем в компании. Однако многим собственникам эта услуга кажется лишней: зачем тратить деньги, ведь штатные ИТ-специалисты и без аудита знают все «боли» и проблемные точки в компании с точки зрения ИТ.

Действительно, зачем? Давайте разбираться!
Статьи 8 июня 2021 Шпаргалка по выбору ИТ-аутсорсера часть 3

Критерий, на который часто не обращают внимания. И напрасно! 

Сегодня речь пойдет о доверии и безопасности, без которых в ИТ-аутсорсинге не обойтись. Как только вы заключаете контракт, ИТ-аутсорсер получает доступ к «сердцу» вашего бизнеса:  финансовой информации, базам данных, личным данным персонала и контрагентов. Однако собственники бизнеса недооценивают фактор безопасности и больше смотрят на стоимость, количество выездов специалистов и т.д.  На основе практики
ALP GROUP расскажем, что можно предпринять уже на старте сотрудничества, чтобы обезопасить свой бизнес.