Кризис подстегнул российский рынок облачных услуг, а драйвером станут клиенты из числа представителей малого и среднего бизнеса. Об этом говорится в исследовании аналитического агентства iKS-Consulting.
По итогам прошлого года рынок облачных услуг достиг почти 13 млрд руб., что на 35% больше, чем годом ранее. По прогнозам iKS-Consulting, к 2018 году рынок вырастет в 2,5 раза, до 32 млрд руб. "Рынок увеличивается преимущественно благодаря росту популярности облачных услуг в сегменте среднего и малого бизнеса", - добавили в агентстве.
Рост был обеспечен увеличением проникновения облачных услуг, а также ухудшением экономической обстановки, что вызвало необходимость оптимизировать затраты на ИТ-инфраструктуру, отметили в агентстве. Кроме того, появились и новые игроки на рынке, а крупные провайдеры все больше фокусируются на облачных услугах.
Львиную долю рынка занимают услуги SaaS, - 89% от всего объема облачных услуг в 2014 году, что составляет 11,7 млрд руб. Еще 9% приходится на IaaS, а платформенные услуги все еще совсем невелики в общем объеме – не более 2%. Соотношение между IaaS и SaaS, по прогнозам аналитиков, будет сохраняться в ближайшие три года и доля IaaS не превысит 10%.
«Многие крупные игроки российского рынка облачных услуг работают сразу в обоих сегментах этого рынка (SaaS и IaaS), дополняя услуги предоставления ПО услугами обеспечения инфраструктуры, предоставляя, главным образом, виртуальные хранилища данных и дополнительные вычислительные мощности», - прокомментировали в iKS-Consulting.
По прогнозам ИТ-директора ALP Group Павла Рыцева, российский рынок IaaS к 2018 году увеличится примерно на 50-60%, в основном за счет Москвы и Санкт-Петербурга.
Рыцев согласен с тем, что ухудшение экономической обстановки станет важным драйвером роста для рынка IaaS. "Возросшая необходимость в оптимизации затрат на ИТ-инфраструктуру – основная причина покупки облачных ресурсов для сервисных компаний из SMB-сегмента, в которых работает до 100 сотрудников и которым крайне важно перевести затраты на ИТ-инфраструктуру из разряда капитальных в операционные",- пояснил он.
По его словам, кризис только подхлестнет появление новых SMB-классов решений, таких как облачные CRM, АТС и другие, вырастет и востребованность недорогих, но многофункциональных «пакетов» от крупных вендоров.
"При этом наличие удобных и востребованных SaaS-решений для SMB не будет означать уменьшения роли интегратора, так как облака не избавляют малый и средний бизнес от необходимости их поддержки, а не только, настройки или донастройки", - добавил он.
"Что же касается востребованности тех или иных интеграторов – думаю, в ближайшие несколько лет, как минимум, в два-три раза вырастет количество запросов от SMB-клиентов к средним интеграторам, предоставляющим ресурсы в облаке или удобную и недорогую связку IaaS+SaaS на основании индивидуального расчета, учитывающего и масштаб, и специфику заказчика, влияющие на требования к системе. По большей части потому, что работа с такими, более внимательными к их запросам интеграторами, снимает у заказчиков головную боль в части ответов на извечные вопросы о том, какие именно мощности и какое оборудование для поддержания этих мощностей им нужны, какие затраты, когда и почему придется нести", - прокомментировал Рыцев.
Директор по связям с общественностью «Селектел» Александр Вечерский отметил, что в последнее время наблюдается некоторое снижение интереса к традиционным услугам ИТ-провайдеров, например, размещению оборудования клиента в дата-центре. "Одновременно растет спрос на услуги категории «инфраструктура как сервис» (IaaS)", - добавил он.
По словам Вечерского, основная доля выручки «Селектел» приходится на услуги выделенных серверов, размещения оборудования и аренды стоек. "Однако по итогам 2014 года IaaS услуги показали лучшую динамику роста в доходном выражении. «Селектел» более пяти лет занимается облачными технологиями. Мы видим значительный потенциал для роста этого направления," - пояснил он.
Вечерский пояснил, что российский рынок выделяется и тем, что у нас модель SaaS менее популярна, чем на Западе, а IaaS-услуги более востребованы. Это связано с дефицитом качественных сервисов для конечных пользователей, а также с особенностями работы малых и средних компаний — основных заказчиков облачных услуг.