Профессии будущего - какие они?

Статьи 10 ноября 2022 Как мы на Яндекс Почту мигрировали: кейс ALP ITSM
ALP ITSM обеспечивает IT-поддержку компаниям разного масштаба — от небольших офисов с 20 сотрудниками до международных фастфуд-гигантов. Мы помогаем нашим клиентам находить выгодные IT-решения, подбираем и устанавливаем оптимальные сервисы. Но недавно мы сами оказались в ситуации, когда нужно было отказываться от привычных решений и искать новые варианты. Рассказываем, как наша компания численностью 120 сотрудников переходила на отечественный почтовый продукт и что из этого вышло.
Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.

Кто будет востребован через 10-20 лет

Ученые из Оксфорда считают, что примерно 45 % всех рабочих мест, имеющихся в развитых странах, в течение 20 лет постепенно заменит искусственный интеллект, а наиболее востребованными на рынке труда окажутся программисты и разработчики, имеющие узкую специализацию:

  • проектировщик нейроинтерфейсов, разрабатывающий системы передачи информации от мозга к внешнему устройству;
  • кибертехник умных сред, стоящий на страже безопасности нижнего уровня информационной инфраструктуры;
  • ИТ-генетик и биоэтик (спрос на медработников прогнозирует BBC, аналитики «Сколково»).

Также эксперты Fast Future прогнозируют популярность профессии «вертикальный фермер», специалиста по выращиванию сельскохозяйственных культур непосредственно в небоскребах. Прецеденты уже известны в США и Японии. В будущем понадобятся архитекторы живых систем, занимающиеся циклической переработкой отходов в замкнутой системе живыми организмами, а также специалисты, создающие экологически чистую городскую среду, независимую от внешних источников энергии, архитекторы «энергонулевых» домов с альтернативными источниками питания и находящихся на самообеспечении.

Сбылись ли «профессиональные» прогнозы прошлого

Роман Безрученок, ИТ-менеджер ALP Group, считает, что сбылись — в части острого дефицита специалистов, умеющих работать с Open Source и российским ПО. Количество ИТ-проектов на базе этих технологий и продуктов серьезно выросло и продолжает увеличиваться. Дефицит специалистов, о котором говорили на рынке, действительно есть. И он будет только расти. Ведь проектов по внедрению импортонезависимого ПО будет все больше.

Роман делает свой прогноз: «В будущем, лет через 10-20, будут востребованы специалисты, умеющие профессионально перевести с языка ИТ на язык бизнеса: объяснять предполагаемые риски, давать реальную оценку затрат на ту или иную технологию, профита на бизнес-языке, не на ИТ!».

Все трансформации в профессиональной отрасли потребуют от человека самотрансформации и получения новых знаний, что логично и понятно.

— Но чем будут заниматься те люди, которые в силу разных причин не смогут подстроиться и приспособиться к новой системе координат? Где они будут работать? На что они будут жить? — задумались Анна Ларина и Артем Юдкин, представители правления СЭЦ «Модернизация».

Их беспокойство разделяют не все. «Проблема профессий будущего раздута, — говорит Андрей Ващенко, эксперт по результативным начальникам, преподаватель Высшей школы экономики, — 99 % прогнозов о будущем не сбываются! Мир меняется каждый день, но плавно». Основная масса технических новинок направлена на упрощение быта и удовлетворение биологических потребностей человека, с каждым годом все улучшаясь, упрощаясь и удешевляясь. Та же тенденция упрощения наблюдается в профессиональной сфере. Так, в будущем возникнут направления деятельности, для освоения которых не потребуется получение новых знаний:

  • специалист по мусору, на помощь которому придет более современная и умная техника, но настолько простая в управлении, что ею смогут управлять даже малограмотные люди;
  • эмоционист;
  • веб-эксгибиционист — человек, которому нравится, когда на него смотрят через видеокамеры, изучают его фото и поступки в социальных сетях (блогеры, ютуберы).

Профессионально-психологические ниши, для освоения которых нужны знания:

  • чемпионы (люди, которые умеют покорять профессиональные и жизненные вершины);
  • завоеватели (мастера управления и манипуляций);
  • слушатели (те, кто сможет утилизировать без вреда для себя чужие эмоции, могут стать супервостребованными и самими желанными гостями на любой тусовке);
  • манипуляторы (те, кто может правильно управлять чужими чувствами);
  • живые боги (основатели сект и культов имени себя).

Так что безработица человечеству не грозит.

Профессии, которые вымрут

Наряду с вновь возникающими профессиями есть такие, которые уходят в историю. Каким же специалистам дорога в архив?

Александр Морозов, руководитель службы HR Группы компаний «РАМАКС», убежден: «Скоро люди перестанут нуждаться в услугах бухгалтеров, специалистов статистики, корректоров, библиотекарей, нотариусов и др. Именно их функции постепенно возьмет на себя искусственный интеллект».

Ученые прогнозируют две волны устаревания профессий: до 2020 г. и после. Сначала исчезнут бухгалтеры, сметчики, корректоры, копирайтеры, библиотекари, документоведы, архивариусы и т. п. А уже после 2020 года канут в историю банковские операционисты, экскурсоводы, аналитики, переводчики, системные администраторы, диспетчеры и провизоры.

Замена будет происходить постепенно, ведь существующие профессии не могут быть резко заменены на новые или просто исчезнуть. Но будет заметно меняться сама профессиональная деятельность этих специалистов.

«К примеру, сварщики, — говорит Михаил Павленко, инженер по сварке «Кемппи Россия», международный эксперт WorldSkills Russia, международный инженер, — начнут применять системы дополненной реальности для определения наиболее оптимальной последовательности операций».

А наивысшую степень востребованности Михаил прогнозирует операторам промышленного робота.

Яндекс Дзен

Свежие новости и статьи

Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.
Статьи 11 мая 2022 Не можно, а нужно: рассказываем, как безболезненно перенести IT-инфраструктуру компании в российское облако. Кейс ALP ITSM
За последние два месяца российские компании столкнулись с различными сложностями, в том числе по части IT. Среди них — остановка продажи нового ПО, невозможность оплаты услуг западных сервисов, повышение цен на оборудование и всевозможные блокировки. ALP ITSM помогает клиентам найти решения, чтобы обезопасить IT-инфраструктуру в нынешних условиях. Делимся опытом миграции из зарубежных облаков в российские.
Статьи 1 апреля 2022 Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk. Когда компания растет, увеличивается и количество запросов от пользователей. Однажды это превращается в «снежный ком»: техподдержка не справляется с потоком, заявки теряются, время обработки обращений все дольше, пользователи недовольны. Знакомая ситуация? Тогда нужно срочно внедрять ServiceDesk. Разбираемся, чем может помочь эта система, и какие направления стоит автоматизировать в первую очередь.