Готов ли российский бизнес к нештатным ситуациям и насколько они грозят компаниям потерей контроля над рабочими процессами? Способность к управлению рисками во многом зависит от информационных технологий – последние позволят устоять и в случае природных катаклизмов, и отразить атаку хакеров. В целом отечественные компании справиться с кризисами скорее готовы. По крайней мере, большинство из них показывают высокий уровень зрелости в области обеспечения непрерывности бизнеса (Business Continuity Management, BCM), выяснили аналитики CNews Analytics совместно с «Инфосистемы Джет» и Veritas. Вместе с тем ситуация неоднозначна – все еще очень много компаний регулярно сталкиваются с нештатными ситуациями, при этом последние нередко ведут к финансовым потерям, а защита остается лишь имиджем.
Не только ЦОД
Самыми подготовленными к отражению кризисов в России оказались телеком-компании – в 90% случаев у частников отрасли уже запущены и работают процессы ВСМ. Неплохо обеспечены с точки зрения непрерывности бизнес-процессов компании финансового сектора, а также авиатранспортной отрасли – более 70% компаний здесь внедрили процесс ВСМ. Кому действительно угрожают нештатные ситуации, так это промышленным предприятиям и компаниям ТЭК – здесь лишь у 40% игроков внедрены процессы BCM. В страховых компаниях, принявших участие в исследовании, ни одна компания не подтвердила наличие резервного ЦОД.
Как отмечают авторы исследования, в авиатранспорте в 100% случаев BCM позволил либо избежать потерь, либо снизить их до минимума. В телекоме и ритейле до 75% компаний отмечают, что BCM помог минимизировать потери.
В целом на российском рынке более чем у 70% работают резервные ЦОДы и внедрены планы непрерывности. Кроме того, 48% компаний процесс обеспечения непрерывности бизнеса позволил минимизировать финансовые потери при нештатных ситуациях.
«План непрерывности и резервный ЦОД сработают только в тандеме. Только резервный ЦОД – не гарантия от финансовых потерь. Всего 13% респондентов отметили, что не имеют ни того, ни другого», – отмечают авторы исследования «Непрерывность бизнеса в России – это не только про резервирование».
Читайте по теме: "В зоне непрерывности: о концепции Real-Time Enterprise (RTE)"
Не витают в облаках
Сложностью с точки зрения обеспечения непрерывности бизнес-процессов у российских компаний остается недоверие к облачной инфраструктуре. Как уточняют авторы исследования, хотя более 70% компаний-респондентов подтверждают использование облачных технологий, в большинстве случаев речь идет о частном «облаке». Особенно низкими темпами уровень доверия к публичным «облакам» растет у крупного бизнеса, в том числе инициативы тормозятся внутренними службами безопасности, особенно если речь идет о зарубежных провайдерах. К тому же для компаний финансового сектора, ТЭК и промышленности подобные закупки оказываются под вопросом из-за санкционных ограничений.
«Сказывается локальная специфика, политическая ситуация в регионе и общий более низкий средний уровень зрелости ИТ и готовности приятия новых технологий», – уверен Игорь Минаев, старший региональный менеджер Veritas, Россия и СНГ.
В результате только треть компаний, участвовавших в опросе, подтвердила готовность использовать «облачные» решения для обеспечения непрерывности бизнеса. Лидером стали компании из сферы ритейла, а вот телеком, ТЭК, авиатранспорт вообще не рассматривают «облака» как возможный вариант. Финансовые компании готовы внедрять «облачные» технологии лишь в 43% случаях.Имидж и сумбур
Несмотря на то, что первые внедрения процесса BCM в российских компаниях начались в середине нулевых, говорится в исследовании, в России он носит имиджевый характер и не имеет полного влияния на бизнес?процессы, в отличие от зарубежных стран.
«Когда происходит нештатная ситуация, начинается сумбур. Руководители структурных подразделений не знают, отправлять сотрудников домой или ждать, пока все утрясется», – делится оценкой руководитель отдела системного администрирования в департаменте ИТ-аутсорсинга ALP Group Сергей Идиятов.
«Непрерывность бизнеса обеспечивает успешное функционирование компании, ее устойчивое существование на рынке, – согласен заместитель директора по науке и развитию компании ИВК Валерий Андреев. – Проблемы в бизнес-процессах влекут за собой перебои поступлений денежных средств, что в свою очередь сказывается на финансировании текущих разработок, на зарплатах, на репутации компании в глазах ключевых заказчиков и рынка в целом».
Неготовность компаний к поддержанию непрерывности бизнеса рискует обернуться крупными финансовыми потерями. Рандомные действия ИТ-специалистов, которые не понимают конечных целей, нередко наносят компании больше вреда, чем пользы, считает эксперт, а сами активности могут обернуться 7-10 млн рублей ежедневных убытков.«Восстановления самых критичных ИТ-сервисов – электронной почты, 1С, CRM, CLM и т.д. – может занять 5-7 рабочих дней. Умножьте 7 на 10 – цифра убытков за неделю получится внушительной», – уточняет Сергей Идиятов.
Источник: Инвест-Форсайт
Читайте далее: