Урезать по самые ИТ

Бюджеты становятся меньше на 13%, а инновационные решения продолжают разрабатываться.
Урезать по самые ИТ

В 2014 году российский рынок IT-услуг составил, по подсчетам аналитической компании International Data Corporation (IDC), $6,57 млрд, что на 15% меньше, чем в 2013 году. Однако в рублевом выражении рынок снизился всего на 1,6%. Эксперты констатируют, что в 2015 году компании активно сокращают бюджеты на информационные технологии, однако говорят, что, несмотря на это, инновационные продукты продолжают разрабатываться, в том числе по заказу государства.

Как ранее писал "Ъ", крупнейшими потребителями IT-услуг по итогам 2014 года являлись финансовые учреждения, за ними следовали государственные организации, а замыкали тройку лидеров предприятия сектора телекоммуникаций и средств массовой информации.

Глава российского офиса компании IDC Роберт Фариш прогнозирует опасное пике рынка ПО: ожидается падение на 20% в сравнении с 2014 годом, а по данным ассоциации "Руссофт", год назад рынок подрос на 10%, до $5,7 млрд.

Андрей Шандалов, председатель совета директоров группы Optima (оказывается комплексные IT-услуги), констатирует, что IT-бюджеты российских компаний в кризис претерпели сокращение, причем существенное. "Формально это не всегда так, но фактически во многих случаях при сохранении бюджета на бумаге объем закупок падает, иногда до 50%. Многие заказчики, ранее планировавшие обновить IT-инфраструктуру, отказались от этих намерений до лучших времен. Известно фундаментальное свойство IT-рынка — расти быстрее экономики, когда она растет, и падать быстрее, когда она падает. Поэтому сегодня рынок в целом переживает серьезный кризис, и положение каждого из его участников зависит от палитры его компетенций, от способности переключиться на более прибыльные и более перспективные виды деятельности. Скажем, дистрибуция страдает сильнее всего, поэтому сугубо дистрибуторские компании терпят, можно сказать, крушение. Сервисный бизнес — IT-консалтинг, IT-аутсорсинг — чувствует себя получше, так как его задача — снижение издержек заказчика. Рынок системной интеграции находится между Сциллой импортозамещения и Харибдой бюджетного секвестирования: конечно, автоматизация производства приводит в конечном итоге к минимизации издержек и оптимизации бизнеса, но сама по себе автоматизация — довольно дорогое удовольствие", — высказывается господин Шандалов.

Интеллектуальные новшества

Кризис, конечно, тормозит развитие инноваций в отечестве, но участники рынка говорят, что направление новых разработок далеко не мертво.

По словам Дениса Каширина, руководителя департамента развития корпоративных продаж IT-компании "Системный софт", ряд инновационных разработок в российских IT уже появился, причем по заказу государства. "Так, полностью на базе свободного ПО создано ядро и основные компоненты системы электронного межведомственного взаимодействия. Очевидно, что будут развиваться инновации в IT, связанных с военно-промышленный комплексом. Это совершенно нормальный путь, когда технологические новшества создаются за счет гособоронзаказа, а потом приходят на открытый рынок. Так происходит и в США, и в Китае, и в России. У нас есть инновационные разработки в области информационной безопасности, которые вполне конкурентоспособны на рынке и даже опережают иностранных производителей. В чем нам трудно конкурировать — это в разработках базовой инфраструктуры (операционные системы, офисные приложения), так как на Западе в эти разработки были вложены десятки лет и миллиарды долларов", — делится господин Каширин.

По мнению генерального директора компании "СКБ Контур" (разработчик онлайн-сервисов для бухгалтерии и бизнеса) Дмитрия Мраморова, заметные технологические прорывы совершаются, как правило, в ответ на какой-то вызов. "В начале 2000-х таким вызовом стала невозможность синхронно обновлять программное обеспечение на рабочих местах налогоплательщиков и в налоговых инспекциях. Так появился веб-сервис для сдачи отчетности через интернет. Сегодня один из вызовов — это необходимость в режиме онлайн отслеживать информацию о клиентах и контрагентах. Это стало насущной проблемой для банков и крупных компаний. И появились сервисы, которые дают возможность мониторить всю информацию о компаниях и ИП из официальных источников, в том числе в автоматическом режиме. Думаю, если появится новый серьезный вызов, очень скоро разработчики сделают сервис, который эту проблему решит. Какой бы ни была экономическая ситуация, пустовать ниша точно не будет. Другое дело, что в кризис такой сервис "взлетит" не так быстро, как в условиях экономического подъема", — высказывается он.

Что касается инноваций в инфраструктурных проектах, то эксперты в это не очень верят.

Дмитрий Бессольцев, руководитель департамента IT-аутсорсинга и проектов ALP Group, объясняет свое неверие сокращением проектных бюджетов в долларовом эквиваленте, особенно в части оборудования. "А в области "железа" мы пока не наблюдаем ярких отечественных продуктов, готовых стать полноценной заменой зарубежного оборудования, которое компаниям-заказчикам придется замещать. В то же время инновационные проекты, которые были запланированы и забюджетированы заранее, будут реализованы. Но в таких проектах российская интеллектуальная (программная) составляющая должна быть преобладающей, а импортные — минимальными. Примером может служить основанная на ГЛОНАСС глобальная система геопозиционирования общественного транспорта в регионах РФ, подразумевающая сбор, консолидацию и аналитику информации, использование технологий BigData. По крайней мере, интерес регионов здесь устойчив (Юг, Поволжье и другие). Я могу утверждать это на основе постоянных обращений к нам за консультациями, касающимися инфраструктурной части этих проектов. Но вот в технологические прорывы с точки зрения инфраструктуры мне верится слабо", — подчеркивает он.

Рука государства

Мнения экспертов о том, помогает или мешает государство нынешнему IT-сектору, разделились. Алексей Баранов, управляющий партнер группы компаний "Интерлогика" (разрабатывает и внедряет софт), считает, что для небольших внедренческих компаний и разработчиков софта, какой является "Интерлогика", влияние государства незаметно. "Кроме пафосных выступлений в СМИ лидеров власти о бескрайней поддержке информационных компаний и инновационных технологий, никакого ощутимого воздействия на рынок и разработчиков мы не замечаем. Справедливости ради, следует заметить, что госсектор активно внедрял до кризиса информационные технологии на всех уровнях, что создавало поток заказов. Однако стремительное сворачивание программ информатизации и зачастую бессмысленное внедрение многих программных продуктов на местах, которые впоследствии работают только на бумаге в высоких кабинетах, расхолаживают IT-предпринимателей. Мы со слов наших заказчиков из бюджетной сферы знаем, что такая "автоматизация" управленческих процессов зачастую приводит только к увеличению количества бумаг", — высказывается он.

По мнению Владимира Орлова, директора по продажам Fujitsu в России и СНГ, государство не сильно помогает IT-сектору, но при этом и не мешает ему. "Говорить о каких-либо преференциях для поставщиков IT со стороны государства тоже не приходится. Импортозамещение в текущей ситуации — это естественный процесс в силу того, что зависимость государственных заказчиков от американских поставщиков несет в себе много рисков по политическим причинам. Поэтому импортозамещение необходимо, но вряд ли сможет обеспечить потребность рынка в инновационных технологиях", — высказывается он.

Андрей Черногоров, генеральный директор компании Cognitive Technologies (российский разработчик роботизированных систем, ПО для машинного зрения и управления предприятиями), полагает, что государство активно помогает IT-отрасли и частному бизнесу, в первую очередь — своим примером. "Все законодательные новшества госкомпании, так уж сложилось исторически, всегда тестируют на себе первыми, выступая в роли первопроходца. И уже затем, по проторенной дорожке, где отмечены все опасные или сомнительные места, идет частный бизнес. За последний год госсектор РФ начал органическое движение в сторону глобального импортозамещения и, в частности, использования так называемого свободного ПО: 37% государственных предприятий начали собственную программу импортозамещения ПО в 2015 году; 35% государственных заказчиков в 2015 году готовы внедрять отечественное и свободное ПО. Подобная динамика является отличным аргументом для частных компаний не только не сворачивать, но, наоборот, увеличивать бюджеты на различные IT-проекты", — высказывается господин Черногоров.

Юлия Чаюн

https://www.kommersant.ru/doc/2849731

Свежие новости и статьи

1 октября 2024

День ИТ соЛИДарности

4 сентября 2024

Локализация ИТ-инфраструктуры: кому нужна, как и когда лучше сделать

26 августа 2024

Правительство РФ предлагает ввести сбор за использование зарубежного ПО

15 июля 2024

Итоги сотрудничества с компанией BOBST

11 июня 2024

Подвели итоги 1,5 лет эффективного сотрудничества с сетью магазинов «4 лапы»

20 мая 2024

Microsoft отключает российские компании от облачных сервисов

Закрыть

Запрос КП

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Получить консультацию

Оставьте ваши контакты — ФИО, телефон, e-mail. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Обратный звонок

Оставьте ваши контакты — ФИО и телефон. Наши сотрудники перезвонят в течение 1 часа по будням с 9:00 до 19:00.
Нажимая на кнопку «Получить КП», вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Ваша заявка успешно отправлена!

Наш менеджер перезвонит в ближайшее время.
Отвечаем за 1 час по будням с 9:00 до 19:00.
Заявки, отправленные в выходные, обрабатываем в первый рабочий день с 9:00 до 10:00.

А пока предлагаем —

Познакомиться с историей, компетенциями, ключевыми сотрудниками ALP ITSM
Почитать 120+ отзывов российских и между­народных клиентов