В процессе бизнес-деятельности современные компании должны решать самые разнообразные задачи, среди которых выход на новые рынки сбыта, уменьшение себестоимости выпускаемой продукции, необходимость соблюдения регламентных документов, начиная с ведения бухучета и заканчивая обработкой персональных данных, а также многие и многие другие. Работники организации должны иметь возможности эффективного взаимодействовать не только между собой, но и с существующими и предполагаемыми партнерами и заказчиками, тщательно рассчитывать затраты, поддерживать конкурентоспособность компании и оперативно обрабатывать большие объемы информации.
Чтобы обеспечить выполнение всех перечисленных задач, необходимо качественное построение ИТ инфраструктуры, представляющей собой комплекс взаимосвязанных систем, включающий программные продукты, политики информационной безопасности, сетевые службы и службы каталога, систему резервного копирования и хранения информации, мониторинг и управление и другие. Ключевыми задачами ИТ структуры можно назвать обеспечение доступности используемых приложений для бизнес-пользователей и поддержку развития компании.
Необходимые компоненты современной инфраструктуры ИТ:
- корпоративная электронная почта;
- видеоконференцсвязь;
- организация совместной работы сотрудников;
- внешние ресурсы компании;
- информационная безопасность;
- базовые службы;
- корпоративный дата-центр;
- системы управления и мониторинга;
- хранение и резервное копирование данных;
- терминальные решения, тонкие клиенты;
- виртуализация;
- сети передачи данных.
Построение ИТ инфраструктуры может включать в себя современные решения в сфере:
- эффективной коммуникации (включая электронную почту, видео и голосовое общение, организацию удаленного доступа к общим ресурсам, связь удаленных подразделений, управление отдельными компонентами коммуникаций);
- системных аппаратно-программных комплексов для ЦОД (виртуализация рабочих мест и серверов, управление элементами, облачные вычисления,);
- организации рабочих мест (настройка и управление аппаратным и программным и обеспечением, управление компьютерами пользователей);
- обеспечения эффективного взаимодействия между подразделениями компании, управления внутренними работами и услугами подрядчиков в области информационных технологий (включая внедрение и автоматизацию ITSM);
- поддержание информационной безопасности (анализ вероятных рисков, создание защитных механизмов, эффективное управление ИБ).
При построении ИТ инфраструктуры осуществляется проектирование и создание ее разнообразных подсистем, а также организация управления данными подсистемами и другие работы в области ИТ. Для обеспечения бесперебойной работы компонентов ИТ инфраструктуры необходимо помнить о качественной технической поддержке, обучении персонала и регулярном проведении ИТ аудита. Использование современных решений при организации ИТ структуры компании помогает обеспечить:
- получение доступа к информации независимо от физического местонахождения сотрудников компании;
- настройку прав доступа к данным того или иного пользователя в зависимости от действующей на предприятии политики безопасности;
- обеспечение доступа к общему информационному пространству компании как с помощью рабочих станций, так и мобильных устройств, и терминальных клиентов;
- непрерывное функционирование и использование аппаратных и программных ресурсов;
- снижение расходов на эксплуатацию инфраструктуры;
- обеспечение непрерывности бизнеса организации:
- возможность постоянного развития и увеличения получаемой прибыли за счет использования инновационных технологий и эффективной автоматизации бизнеса.
Как мы уже говорили, ИТ инфраструктура является комплексом взаимосвязанных информационных сервисов и систем, необходимых для функционирования и развития инструментов информационного взаимодействия в компании. Таким образом, данная инфраструктура – это не только фундамент существования современной организации, но и стратегический актив, являющийся для бизнеса своего рода движущей силой. Поэтому создание надежной ИТ структуры, в полной мере отвечающей потребностям бизнеса компании – ответственная и непростая задача, которую в большинстве случаев практически невозможно решить силами внутренней ИТ службы. Чтобы создать по-настоящему надежную, масштабируемую и высокопроизводительную ИТ инфраструктуру, необходимо достаточное число высококвалифицированных ИТ специалистов и опыт организации ИТ структуры.
КИС - корпоративная информационная система - является ее составной частью, включающей в себя базы данных, информационные центры, системы связи, совместного доступа и работы. При организации КИС должны быть учтены различные важные факторы. Например, после внедрения ERP-системы оказывается, что существующая ИТ инфраструктура не подходит для обслуживания данной системы, и так случается достаточно часто. Инфраструктура ИТ является основой для всех систем и бизнес-приложений, поэтому от того, как она построена, насколько надежна и производительна, зависит работа ИТ сервисов, ERP-системы, баз данных, а значит, и успешность ведения бизнес-деятельности компании в целом.
Этапы построения ИТ инфраструктуры организации
- Разработка, согласование и утверждение техзадания – документа, в котором содержатся требования компании к будущей информационной системе.
- Разработка рабочего проекта, содержащего техническое описание процедур и мероприятий, проводимых для реализации определенных в техническом задании требований.
- Внедрение - реализация созданного проекта.
- Формирование рабочей документации, в которой содержится доскональное описание созданной инфраструктуры, нужное для эксплуатации и сопровождения корпоративной информационной системы.
Работы, проводимые на этапе внедрения:
- организация инженерных систем и СКС;
- формирование сетевой инфраструктуры;
- установка АТС;
- закупка оборудования и программного обеспечения;
- установка серверного оборудования;
- внедрение систем виртуализации серверов;
- введение в действие основных сетевых служб на основе протокола TCP/IP;
- внедрение Windows-домена и службы каталогов Active Directory;
- развертывание файловых серверов;
- внедрение серверов печати;
- организация систем управления базами данных (СУБД);
- внедрение серверов управления и защиты интернет-трафика;
- создание почтовых серверов;
- внедрение объединенных коммуникаций;
- организация терминальных серверов;
- внедрение серверов резервного копирования;
- введение в эксплуатацию серверов антивирусной защиты;
- инсталляция клиентских рабочих мест;
- установка периферийной техники.