Информационные технологии за последние несколько лет перестали быть технической дисциплиной, став одним из стратегических направлений бизнеса. Задумывая круглый стол о перспективах индустрии, мы даже не предполагали такой активности со стороны компаний и специалистов. Собранных материалов хватит не на один обзор. В этой публикации мы решили остановиться на главном — дать прогнозы, что будет происходить с IT в 2016 году, определить, что будет влиять на рынок, и понять, как кризис в России влияет на индустрию. Соглашаясь в целом с основными трендами рынка, эксперты абсолютно по-разному видят место России на IT-рынке и влияние кризиса на происходящие изменения.
Что будет происходить на IT-рынке в 2016 году? Какие направления определят развитие компаний и движение вперед. Можете ли вы выделить ТОП-10 трендов в 2016 году?
Дмитрий Бессольцев, руководитель департамента ИТ-аутсорсинга и проектов ALP Group:
Ключевое влияние на ИТ-рынок в 2016 году будут оказывать два главных фактора: тренд на импортозамещение и неминуемое сокращение/«заморозка» ИТ-бюджетов. Причем, как в государственном, так и в коммерческом секторе.
Если говорить обо всех ключевых трендах ИТ-отрасли, которые будут влиять на нее в 2016–2020 годах, то я бы отнес их к шести основным группам.
К первой группе, как я уже сказал, относятся тренды, связанные с повальным пересмотром ИТ-бюджетов бизнесом и госкпорпорациями. А также с замещением как аппаратного, так и программного обеспечения на отечественные аналоги или на эквивалентные им стэки OpenSource-решений. Сюда же корректно будет отнести замещение аппаратных решений привычных западных производителей на развитые аналоги от китайских друзей России (например, на продуктовые линейки Huawei — СХД, сервера, сетевое оборудование).
Ко второй группе трендов относится массовый разворот крупных государственных и коммерческих предприятий с развитой филиальной структурой в сторону свободного программного обеспечения (Open Source). Эти течения тесно связаны с трендами первой группы — импортозамещением и сокращением бюджетов на ИТ. При этом сокращение ИТ-бюджетов неизменно сопряжено и с одновременным ростом стоимости лицензирования западных продуктов.
Читайте далее: Импортозамещение делает госпредприятия самыми большими новаторами современного рынка
Из трендов первой и второй групп вытекает и очевидный ответ игроков ИТ-рынка на сложившуюся ситуацию: создание центров компетенций (ЦК) по импортозамещению и продуктам/решениям с открытым программным кодом. Какие решения и их конфигурации целесообразно выбирать крупным государственным и коммерческим компаниям, как правильно их внедрять и поддерживать, какие компетенции и до какого уровня нарабатывать — ЦК могут дать обоснованные практическим опытом интеграторов ответы на все эти вопросы. И стать фундаментом нового типа партнерств на ИТ-рынке, основанном на равноценной кооперации в области компетенций.
Третья группа трендов, тесно связанная с первыми двумя, — это переориентация ИТ-компаний на государственные заказы и проекты полного цикла в госсекторе. Эта группа имеет важную особенность: сокращение ИТ-бюджетов хоть и затрагивает госсектор, но размеры бюджетов там таковы, что даже после «урезки» они остаются большими. Поэтому у средних, но гибких интеграторов появляется хорошая возможность для получения крупных контрактов на «новых полях».
С третьей группой тенденций логически стыкуется и одновременная переориентация государственных и крупных коммерческих заказчиков на средних, но более гибких исполнителей. Так, рост заказов со стороны государственных компаний по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в нашем случае составил порядка 40–50% (в зависимости от направлений).
Читайте далее: ИТ-2016 в трендах и противоречиях
Тренды этой группы поддерживаются настойчивым стремлением компаний эффективнее расходовать урезанные или урезаемые здесь и сейчас бюджеты на ИТ. Свой вклад в развитие тенденции вносят как уже состоявшиеся уходы с центрального и региональных ИТ-рынков крупных игроков («Армада», «Микротест»), так и поворот заказчика в сторону более гибких исполнителей, способных оперативнее адаптировать существующие ценовые предложения под изменившиеся потребности клиентов (создавать более актуальные наборы типовых услуг, оптимизировать стоимость существующих).
Тренды четвертой группы указывают на рост рынка в части продуктов, обеспечивающих информационную безопасность (системы защиты от внешних вторжений, системы защиты от внутренних утечек данных — «Лаборатория Касперского», InfoWatch). Рост трендов, связанных с ИБ, начался еще до кризиса, но он вполне соответствует духу времени и хорошо стыкуется с трендом импортозамещения. Так как большое количество продуктов, обеспечивающих высокий уровень ИБ бизнесу, банкам и госкорпорациям, относятся к развитым отечественным разработкам, выросшим в комплексные коммерческие решения из ВПК.
Пятая группа трендов связана с возросшим желанием компаний не только уменьшать затраты на ИТ, но и повышать отдачу от этих затрат. В эту группу входят такие усиливающиеся тенденции как: рост внедрений CRM+CLM-систем с сильным блоком аналитических сервисов — любой масштаб бизнеса, разница в выборе модели решения. Кроме того, бизнес сегодня серьезно увеличивает число запросов и на интегрированные решения, состоящие из CRM-систем, инструментов IP-телефонии и систем call-tracking-а. Все эти решения направлены на то, чтобы помочь бизнесу привлекать, удерживать целевых клиентов и оптимизировать бюджеты на их привлечение.
BI-решения (средний и малый бизнес) и решения, базирующиеся на BigData (большой бизнес) также входят в эту группу трендов, так как являются прекрасными средствами для анализа предпочтений целевой аудитории, изменения характера продаж (их сезонности, пиков и пр.). Но наиболее выгодным решением, особенно для SMB, здесь, все же, является не внедрение сложных решений, а покупка готовых результатов анализа клиентских предпочтений, изменения поведения, спроса и т. д. Который как раз и производится с помощью технологий BigData. И здесь, соответственно, можно наблюдать мощный рост тренда на создание и разработку SaaS-решений, выдающих СМБ-клиентам результаты такой аналитики в готовом виде (BigData-as-a-Service).
Читайте далее: Почему малому и среднему бизнесу особенно выгодно мигрировать в облако
Здесь нельзя не упомянуть и об облачных решениях (инфраструктура, учетные системы «1 С», офисные приложения, CRM, телефония, сервера и пр.), позволяющих уменьшить капитальные затраты на ИТ (оборудование, лицензирование), легко перевести CAPEX в. OPEX, обеспечить бизнесу более гибкое масштабирование (сжимание, расширение структур, найм более выгодных сотрудников из других регионов, удаленная и мобильная работа). Более того, «гибридные» инфраструктуры (часть инфраструктуры в офисе, а ее дубль — в облаке, в теплом резерве) являются одним из самых недорогих и эффективных способов повысить непрерывность среднего небольшого бизнеса за счет роста надежности и отказоустойчивости ИТ-инфраструктуры.
И, наконец, настойчивая потребность расходовать ИТ-бюджеты более эффективно, двигает крупную и среднюю коммерцию (а в перспективе — и госсектор) в сторону шестой группы трендов — интегрированного управления ИТ. Т. е. в сторону совмещения трех, ранее независимых областей проектной работы (ИТ-аудиты, процессы ITSM и управление проектами). Сегодня в крупном бизнесе и госкомпаниях идет правильное движение в сторону объединения этих трех областей, использования ими схожего базиса и, главное, постоянного обмена актуальной информацией. Этот обмен позволяет поставщикам ИТ-услуг, в частности, внедренцам OpenSource-решений, более продуктивно работать на каждом участке, защищать вложения клиентов в ИТ и с большей отдачей для заказчиков расходовать уже вложенные ими средства.
**
Если мы говорим про внутреннюю ИТ-индустрию, то ее развитие определяет сочетание и динамика всех важных сегодня трендов — тренда на импортозамещение, разворота рынка в сторону Open Source и отечественного ПО, а также ПО и оборудования от китайских производителей. Это снижение или «заморозка» бюджетов на ИТ — как в коммерческом, так и в государственном секторе, хотя в государственном секторе бюджеты остаются достаточно большими даже после «срезания». Это, в свою очередь, заставляет ИТ-компании/провайдеров аутсорсинговых услуг переориентироваться на государственные заказы и проекты полного цикла с большей долей ответственности за результаты каждого этапа. И, уже в рамках планирующихся проектных работ, поворачиваться в сторону интегрированного управления ИТ (процессы, проекты, аудиты).
**
Текущая ситуация разом и очень болезненно вскрыла проблемы, о которых мы как участники ИТ-рынка знали и раньше, но привыкли жить с ними, надеясь, что «пройдет само». Так, раньше все мы без колебаний экспортировали лучшие умы в Кремниевые долины, импортировали компетенции разработчиков, оборудование и программное обеспечение, в какой-то степени развивали свои проприетарные продукты, занимались OpenSource-решениями — на уровне неспешной наработки компетенций под частые, но отнюдь не массовые запросы госсектора и коммерции, на уровне работы только с определенными сообществами…
Сегодня, когда мир стремительно изменился, а запрос на OpenSource и собственные разработки стал массовым принудительно, все эти проблемы вскрылись и требуют немедленного и, главное, качественного решения!
Теперь нужно создавать современные программы подготовки разработчиков, интегрированные с программами массового трудоустройства тех, кто получил нужный теоретический базис. Параллельно с этим государству и крупному бизнесу необходимо готовить программы разработки «продуктов общего пользования» (операционных систем — клиентских и серверных, офисных приложений и пр.). И это — не фантастика.
Российская ситуация не похожа ни на азиатскую, ни на ситуацию, характерную для западных стран. Азия уже очень активно растит своих разработчиков и ИТ-специалистов. И Запад их также активно и очень давно и растит, и принимает. В России же не реализован ни один из этих вариантов. Поэтому тут нужно: а) выбрать путь развития б) догнать тех, кто ушел вперед.
Думаю, государство и бизнес вполне могли бы помочь в разработке и реализации планомерной программы развития ИТ-отрасли, особенно если долгий фокус на развитие российского ПО будет сохраняться.
Читайте далее: