Облачные сервисы — один из немногих сегментов рынка, который показывает целенаправленный рост: в 2016 году эксперты ожидают, что он достигнет 17-35%. При этом 90% облачной инфраструктуры — это сегмент b2b. Проще говоря, компаниям выгоднее заключать договоры с поставщиками IT-решений, чем, как раньше, полный спектр ПО заказывать под себя.
Эффективность предприятия определяется умением менеджмента сократить издержки. В этом секрет галопирующей популярности облаков: облачный подход приводит к экономии самой затратной статьи бюджета — расходов на капитальные вложения. На аутсорсинг выводятся разнообразные непрофильные задачи — от ответственного хранения больших объемов данных до настройки современной внутрикорпоративной АТС.
Кризис только раззадорил отрасль
Аналитик группы компаний "ФИНАМ" Леонид Делицын утверждает, что, по оценке облачных услуг в 2014 году, выполненной iKS-Consulting, объем рынка составил около 13 млрд рублей. Ожидается рост на 35% в год в течение ближайших трех лет.
"По-видимому, 90% озвученных выше оценок можно отнести к b2b. Замедление экономики может ненадолго замедлять распространение нововведений, но это позже компенсируется более высокими темпами роста. Отложенный спрос сыграет свою роль в ближайшие годы", — говорит эксперт.
Облако не новое решение. Суть заключается в том, что компания или отдельный потребитель покупает необходимые IT-ресурсы в виде готовых интернет-сервисов. Их ключевыми свойствами можно считать самообслуживание по требованию, широкополосный сетевой доступ, объединение ресурсов в пулы, мгновенная эластичность, измеримость предоставляемых услуг. Выгода заключается в том, что компании не нужно покупать отдельное коробочное решение, а оплата за пользование сервисом происходит только за те ресурсы, которые потребовались для решения задач.
"Среди наших потенциальных клиентов немало тех, кто планировал масштабные IT-проекты с построением собственной IT-инфраструктуры, но сейчас они вынуждены скорректировать свои планы из-за значительного повышения стоимости оборудования", — говорит руководитель по развитию облачной платформы ICL Cloud компании ICL Services Алексей Шипов.
На рынке существуют три основные вида облачных сервисов: IaaS (аренда дата-центров и систем хранения), PaaS (аренда среды для создания приложений для программных разработчиков) и SaaS (доставка готовых программных продуктов клиенту через веб-браузер). По данным Делицына, ключевыми поставщиками облачных решений "Экономика Рунета" называет отечественный "Яндекс", а также дистрибьюторов 1C, которые предлагают решения на базе SaaS. Исследователи отмечали вхождение на рынок новых игроков — операторов связи и системных интеграторов. Безусловно, активны и глобальные игроки: Google, Microsoft, IBM, Salesforse, Amazon, Dropbox, IBM, Apple, Box.
"Курс на хранение данных в России даст определенные преимущества отечественным игрокам. Хотя западный рынок более зрелый, чем отечественный", — подчеркнул аналитик "ФИНАМ".
Недоверие — главная проблема
На пути бурного развития облачной инфраструктуры стоит повышенная инерция руководителей, которым не так-то просто научиться доверять часть своих ресурсов сторонним партнерам.
"Если руководители бизнесов охотнее доверяют информацию третьим лицам, чем собственным директорам по IT, значит, сменились поколения руководителей, директоров по IT и поставщиков. Сейчас весьма благоприятный момент для внедрения облачных технологий отчасти и потому, что включился механизм подражания: компании следуют за лидерами индустрии, а лидеры уже используют облачные технологии", — говорит Леонид Делицын.
Руководитель отдела продвижения Startpack.ru Станислав Романов рассказывает, что клиенты быстрее всего в облако погружают списки задач, проекты, базы клиентов, документы и файлы. Меньше всего бизнес-пользователи заинтересованы работать в облаке с бухгалтерией, паролями, неохотно отдают финансовые данные и конфиденциальные материалы.
Читайте далее по теме: Облака сегодня - не вопрос веры
Шипов уверяет, что в тройку "лидеров" среди барьеров по проникновению облачных технологий на массовый IT-рынок входят:
1. Недостаточно развитая инфраструктура телекоммуникационных сетей передачи данных как общих (российский сегмент Рунета), так и частных (сети бизнес-центров), особенно на периферии.
2. Безопасность и сохранность конфиденциальных данных.
3. Недостаточная осведомленность IT-специалистов и менеджеров о реальных возможностях облачных технологий. Несмотря на доступность материалов и тестовых ресурсов для изучения.
Директор департамента IT-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев рассказывает, что проблема доверия к облакам теряет свою остроту.
"Но есть и другие страхи. Корпоративные заказчики опасаются за быстродействие своих высоконагруженных систем при переносе их в "неподготовленное" облако. Впрочем, рост количества успешных облачных кейсов постепенно снимает напряженность", — рассказывает Бессольцев.
Читайте далее: Какие облачные сервисы нужны для современного предприятия?
Дальше — рост!
Все опрошенные эксперты прогнозируют дальнейший рост облаков, а Алексей Шипов из ICL Services выделил три ключевых тренда, определяющих рынок:
1. Открытая архитектура. Если раньше продукты, основанные на открытом исходном коде, создавались энтузиастами, то сегодня большинство таких проектов существуют при непосредственном участии крупнейших IT-компаний.
2. Микросервисная архитектура. Мобильные и веб-приложения доказали свои преимущества перед традиционными монолитными бизнес-приложениями.
3. Гибридная архитектура. Никому не нужно выбирать между различными моделями предоставления услуг. Вы можете использовать сразу все и комбинировать при необходимости.