Заблокировать облачный проект в небольшой или средней компании (в крупном бизнесе такого не бывает) может и распространенный сегодня миф о том, что облачные приложения легко настроить, просто расставив «галочки», и что их так же просто поддерживать. Но облако далеко не всегда равно простоте, несмотря на то что существуют целые классы облачных решений, которые действительно настраиваются «в два клика» (сервисы управления задачами, простые CRM-системы).
Более сложные облачные функции требуют погруженности в ИТ (например, нужно интегрировать CRM и call-трекинг на уровне API, правильно выбрать кодеки, учесть тип АТС, с которой интегрируется решение) и в бизнес-процессы заказчика (что нужно, а чего нельзя менять в маркетинге, чтобы тот или иной бизнес-процесс не развалился, нужно ли строить новый процесс, с кем взаимодействовать при этом). Также необходима большая практика работы с SaaS-решениями (как правильно настроить ИТ-инфраструктуру и шифрование данных, как интегрировать отдельные сервисы и пр.). Тут зачастую сложно обойтись без квалифицированного ИТ-аутсорсера, который сможет правильно настроить, а потом и обслуживать тот или иной SaaS-сервис, предварительно проведя аудит ИТ-системы заказчика, или следить за достаточностью ресурсов, выстраивать и поддерживать отношения с провайдером в случае IaaS. Отсутствие в компании соответствующего специалиста, нежелание или невозможность отдать эти функции на аутсорсинг могут стать непреодолимым препятствием на пути внедрения облачных решений.
Стоит также отметить, что не всегда использование облачного решения приводит к оптимизации бизнес-процессов. Здесь, как и при внедрении любой информационной системы, всегда есть место профанации – как со стороны внедренцев, так и со стороны бизнеса, когда внедрение происходит только для галочки. К сожалению, такое бывает даже в крупных компаниях.
Сымитировать внедрение функций, без которых компания не может обходиться в ежедневной работе (той же системы бухучета), достаточно сложно. А вот использование облачных сервисов для построения совместной корпоративной работы (корпоративный портал) вполне может остаться проектом, который сдали, приняли и положили на полку. Если на предприятии не встречаются на практике вертикальная («теперь мы работаем вот так») и горизонтальная («мы хотим, чтобы вам всем было удобно») установки на внедрение корпоративной среды для совместной работы, то жить такой проект – on-premise или облачный – не будет. Люди в компании и решение должны быть развернуты друг к другу.