Процесс импортозамещения становится необратимым

Статьи 10 ноября 2022 Как мы на Яндекс Почту мигрировали: кейс ALP ITSM
ALP ITSM обеспечивает IT-поддержку компаниям разного масштаба — от небольших офисов с 20 сотрудниками до международных фастфуд-гигантов. Мы помогаем нашим клиентам находить выгодные IT-решения, подбираем и устанавливаем оптимальные сервисы. Но недавно мы сами оказались в ситуации, когда нужно было отказываться от привычных решений и искать новые варианты. Рассказываем, как наша компания численностью 120 сотрудников переходила на отечественный почтовый продукт и что из этого вышло.
Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.
Пожалуй, самая значимая перемена 2017 года — осознание рынком неизбежности импортозамещения. Интерес к российским операционным системам и прикладному ПО проявили и ФОИВы, которые, согласно нормативной базе должны к 2020 году перевести свои ИТ-инфраструктуры на отечественный софт, и госведомства, и силовые структуры, и бизнес. Организации перешли от скептицизма и раздумий к попыткам сориентироваться в рыночных предложениях. Причем процесс импортозамещения стал реже ассоциироваться с механической заменой импортного софта на отечественный и чаще восприниматься как задача перестройки ИТ-инфраструктуры. Как следствие, возник интерес к методикам миграции на отечественный софт, в частности — на операционные системы.

В полную силу заработала отечественная инфраструктура импортозамещения, последовательно формировавшаяся в предыдущие годы. Это и нормативная база, и единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и стеки (комплексы) совместимых между собой отечественных программных продуктов, и система техподдержки внедренных отечественных решений. Знаковым событием стал старт работы Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ), чья деятельность направлена на решение практических, методических и организационных вопросов, связанных с реализацией государственной политики по импортозамещению. 

Изменения в отношении СПО 

Крупные организации придирчиво выбирают системообразующее ПО для миграции своей ИТ-инфраструктуры на отечественные программные продукты и тестируют на совместимость с прикладным ПО, отрабатывая варианты эксплуатации. Наша компания совместно с партнерами помогает заказчикам разворачивать тестовые стенды, где имитируется функционирование замещаемых и связанных с ними информационных систем, и сервисов компании-заказчика. 

Важно отметить, что в уходящем году стартовали масштабные проекты миграции ИТ-инфраструктур ряда госведомств и ФОИВ с решений Microsoft на отечественные ОС и офисный софт. Примечательно, что осуществляется миграция не только рабочих мест, но и серверных инфраструктурных решений. В ближайшие годы спрос на такие проекты резко возрастет, поэтому интеграторы стремятся аккумулировать опыт внедрения отечественных программных продуктов. Например, вокруг нашей компании уже сформировалась партнерская сеть, куда вошли российские интеграторы первой величины. 

Сдвиг в отношении СПО явственно проявился в сфере образования. Этой сфере присущ здоровый консерватизм, и нововведения там всегда держатся на энтузиастах. Уходящий год показал, что энтузиастов, внедряющих СПО в образовательные программы и организацию учебного процесса, стало больше. Учебные центры, занимающиеся повышением квалификации ИТ-специалистов, тоже проявили заинтересованность в теме СПО. Например, в Академии ЛАНИТ, давнего партнера «Базальт СПО», на регулярной основе проводились курсы по Linux-системам. 

Всерьез и надолго 

 В 2017 году в сегменте услуг по обеспечению жизненного цикла программных продуктов произошла, без преувеличения, революция. Создан и успешно апробирован принципиально новый сервис — «Единая шина техподдержки» компании ALP Group. Суть услуги в том, что поддержка стека из нескольких приложений осуществляется в режиме одного окна, в рамках единого SLA, в режиме «24 х 7 х 365» на всей территории России. Этот комплекс услуг избавляет пользователей от ситуации «футбола», когда техподдержки разных вендоров бесконечно перенаправляют заказчика от одного к другому, уверяя, что проблема в программном продукте коллег. Клиент не просто экономит время и средства на решение инцидентов, главное — он повышает надежность своей ИТ-инфраструктуры. 


О том, что такое "футбол" в техподдержке российского ПО, читайте в статье


Поскольку достаточно большая часть рынка уже осознает, что импортозамещение — это всерьез и надолго, в ближайшее время заказчики начнут интересоваться тем, как обеспечивается жизненный цикл того или иного программного продукта. Начнется поиск ответов на вопросы: будет ли вендор регулярно развивать ПО, будет ли при этом учитывать потребности заказчиков и мировые технологические достижения, будет ли обеспечена техническая поддержка во всех географических точках присутствия заказчика, в нужном объеме и в нужное время? 

Здесь на первый план выйдут компании, обладающие собственной инфраструктурой разработки. Так, создание и поддержка линейки операционных систем ОС «Альт» выполняется на базе проекта разработки свободного программного обеспечения «Сизиф». Поскольку инфраструктура разработки принадлежит отечественный компании, операционные системы и другие программные продукты, основанные на репозитории «Сизиф», не подвержены никаким западным санкциям, а политика развития определяется с учетом потребностей российских заказчиков, совместимости с ПО и аппаратными платформами российского производства, требований законодательства РФ. 

При выборе офисного ПО заказчики будут отдавать предпочтение тем операционным системам, которые позволят мигрировать на отечественное ПО постепенно, без потрясений, обеспечат надежную работу всей ИТ-инфраструктуры в переходный период, когда внедренные отечественные системы и унаследованные импортные эксплуатируются вместе.
Если все пойдет так, как регламентировано нормативной базой, пусть даже с некоторым отставанием от плана, мы сможем говорить, что процесс перехода на российское СПО необратим. Косвенно эти сдвиги подтверждает исследование деловой активности более 600 ИТ-компаний, проведенное Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: в 2017 году 60% ИТ-фирм занимались разработкой софта, в том числе и на основе свободного софта. Это удивительные и очень оптимистичные изменения рынка. 

Читайте далее:
IT-Manager

Свежие новости и статьи

Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.
Статьи 11 мая 2022 Не можно, а нужно: рассказываем, как безболезненно перенести IT-инфраструктуру компании в российское облако. Кейс ALP ITSM
За последние два месяца российские компании столкнулись с различными сложностями, в том числе по части IT. Среди них — остановка продажи нового ПО, невозможность оплаты услуг западных сервисов, повышение цен на оборудование и всевозможные блокировки. ALP ITSM помогает клиентам найти решения, чтобы обезопасить IT-инфраструктуру в нынешних условиях. Делимся опытом миграции из зарубежных облаков в российские.
Статьи 1 апреля 2022 Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk. Когда компания растет, увеличивается и количество запросов от пользователей. Однажды это превращается в «снежный ком»: техподдержка не справляется с потоком, заявки теряются, время обработки обращений все дольше, пользователи недовольны. Знакомая ситуация? Тогда нужно срочно внедрять ServiceDesk. Разбираемся, чем может помочь эта система, и какие направления стоит автоматизировать в первую очередь.