«Понедельник» попросил экспертов оглянуться на прошедший год. Какие технологии обеспечивали лидерство? На какие стоит делать ставку в дальнейшем? А главное, что насчет искусственного интеллекта и роботов в 2019 году, они уже появятся повсеместно или все еще нет?
2018-й год усилил расслоение на отечественном рынке. Пока одни компании думают над внедрением искусственного интеллекта, другие только выясняют, «где у CRM кнопка». Технологии вышли на такой уровень, когда для их внедрения нужен не первобытный хаос, а определенным образом подготовленная среда: налаженные бизнес-процессы, достаточно высокая сознательность каждого «звена» бизнес-цепочки, специализированные умения и навыки у сотрудников. А этим немногие фирмы могут похвастаться.
Кроме того, нужно учитывать общественно-политические перемены и их инерцию. Например, Весь год госзаказчики, российские разработчики, системные интеграторы и сервисные компании делали ставку на импортозамещение. Ждали, когда государство выделит средства и повсеместно поставит технические задачи. Но пока участники рынка дождались только очередной «волны» заказов в конце года.
Дмитрий Бессольцев, директор департамента IT-аутсорсинга ALP Group:
Надеюсь, свежая директива, предписывающая «Почте России», «Аэрофлоту» и другим госкорпорациям, все же, представить план и заместить западное ПО, станет стартом того самого мощного движения. Иначе ниша импортозамещения в ИКТ перегорит и сдуется.
Хочу отметить, что в 2018 году полторы тысячи подмосковных школ получили 25 тысяч ноутбуков с предустановленной российской операционной системой (ОС) АЛЬТ. Наша компания, совместно с разработчиком «Базальт СПО», обеспечила техподдержку. Также мы создали «ядро» импортонезависимой ИТ-инфраструктуры в ЦИТ Тюменской области (автоматизированная система управления рабочими станциями на базе Puppet). Сейчас готовимся к поддержке тиражирования успешных решений «пилота» на 4, 5 тысячи пользователей.
И тем не менее, набирает обороты цифровая трансформация бизнеса. Крупные коммерческие предприятия активно улучшают бизнес с помощью IT: внедряют массу микросервисов в масштабе сети магазинов или запускают развитые личные кабинеты пользователей с миллионом востребованных функций. Просто для этой, хорошо знакомой им работы, в 2018 году, наконец, появилось «официальное название». Меняются и госкомпании. Например, постепенно переходят на более пластичную, программно-управляемую IT-инфраструктуру – на основе российских программ и «железа».
Также наблюдается переход к комплексным веб-решениям. Если раньше клиенты обращались с запросами, вроде «разработайте сайт, мобильное приложение или личный кабинет», то сегодня заказчикам все чаще требуются полноценные веб-экосистемы, которые содержат в себе сразу все эти элементы.
Кроме этого, поступает много запросов на единое «окно входа». В последнее время компании стремятся объединить все внутренние системы на единой платформе. Это помогает свести вместе информацию, поступающую из разных источников. Единая платформа помогает сэкономить огромное количество времени и сил, исключив при этом влияние человеческого фактора.
В продолжение темы: Тренды 2019-2022 на ИТ-рынке