В российских вузах появляются новые курсы. Слушателей учат процессу формирования стартапа и выведения высокотехнологичного продукта на рынок. Пока численность кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны.
Обучить онлайн-стартапам
Студентам российских высших учебных заведений будут читать курс, посвященный инновационной экономике и технологическому предпринимательству. 34 российских вуза из 25 городов подписали лицензионные соглашения с АО «Российская венчурная компания» («РВК») о включении его в учебную программу 2018/2019 года, занятия начнутся уже в сентябре. Планируется, что к 2020 году количество вузов-операторов достигнет сотни, а обучение на курсе пройдут около 50 тысяч студентов. Об этом сообщили в «РВК».
Учебный курс «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» разработан «РВК» совместно экономическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова и Университетом ИТМО (Санкт-Петербург).
В рамках программы студенты научатся процессу формирования стартапа, попробуют разобраться в процессе коммерциализации НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), смогут освоить методы формирования команды проекта, разработки плана мероприятий по выведению высокотехнологичного продукта на рынок.
Программа обучения предназначена для студентов 3-4 курсов бакалавриата и может быть интегрирована как обязательный предмет или факультатив. Особенностью курса является то, что он полностью готов к включению в учебный план и не требует дополнительной адаптации. Программой заинтересовались ведущие российские технические и естественно-научные вузы, которые готовят специалистов в области авиации, медицины, электротехники, ядерных технологий и пр.
Больше всего высших учебных заведений, получивших лицензию на внедрение курса, находятся в Москве (в этом году курс появится в МГУ, Московском Политехе, МАИ, МЭИ и МИФИ), Самаре (в Самарском университете имени академика С.П. Королева, СамГТУ, СамГМУ), Санкт-Петербурге (Университет ИТМО, СПбПУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ»), Калининграде (БФУ им. И. Канта), Нижнем Новгороде (НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), Ставрополе (СтГАУ, СКФУ), Томске (ТГУ, ТПУ), Ростове-на-Дону (ДГТУ), Магнитогорске (МГТУ им. Г. И. Носова) и других городах.
В основу курса легла комбинация лучших российских и международных практик преподавания предпринимательства. При этом он предполагает, что при необходимости каждый вуз может адаптировать его к своей отраслевой специфике.
«Мы будем работать над массовым распространением курса по всей России, но это не значит, что мы просто передаем методичку в вузы и забываем об этом. Качество преподавания не менее важно, чем количество студентов или количество проектов. Поэтому мы планируем поддерживать сообщество преподавателей, стимулировать дальнейшее улучшение курса. Совершенно необходимо, чтобы методика преподавания постоянно обновлялась и улучшалась, поскольку и сама сфера технологического предпринимательства находится в постоянном изменении под влиянием новых технологий», - отметил директор по развитию инновационной экосистемы РВК Алексей Гусев.
Для того чтобы обучение на курсе носило прикладной характер, ПРИ ВЫБОРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРИОРИТЕТ ОТДАЕТСЯ СПЕЦИАЛИСТАМ, ИМЕЮЩИМ ОПЫТ РАБОТЫ В БИЗНЕСЕ
Обучение методологии преподавания курса, организованное РВК, уже прошли более 50 потенциальных преподавателей.
Напомним, что 28 июля 2017 года правительством РФ была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Основным результатом ее реализации должно стать создание национальных компаний-лидеров, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, работающих на глобальном рынке. Также они должны формировать вокруг себя систему стартапов, исследовательских коллективов и отраслевых предприятий, обеспечивающую цифровизации различных отраслей.
Читайте далее: Обновлять или нет кадровый состав в условиях кризиса?
От идеи до внедрения
В 2015 году свой курс «Интернет-предпринимательство» разработал и запустил в вузах Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ).
Курс основан на проектном подходе и «перевернутом классе» и охватывает весь процесс создания онлайн-проекта: от поиска идеи до выведения продукта на рынок и представления его инвесторам. Результат прохождения этого учебного курса — подготовка студентами собственного интернет-стартапа и его презентация инвесторам. Таким образом, студенты получают опыт создания собственного проекта и управления настоящим бизнесом еще в процессе учебы.
Курс тиражируется в вузах России через обучение преподавателей, которые ведут занятия через интерактивную интернет-платформу. Все материалы, доступ к платформе и обучение преподавателей ФРИИ предоставляет бесплатно.
В пресс-службе фонда рассказали, что с момента создания курса сотрудники ФРИИ обучили 529 преподавателей, а со 134 вузами заключены соглашения о сотрудничестве и внедрении курса.
«В 2017 году мы запустили проект «Преобразование», где работаем со школьниками и учителями и уже со средних классов закладываем фундамент, базовые компетенции, которые позволяют разрабатывать новое и работать в высокой степени неопределенности. Сейчас обучения прошли учителя и преподаватели из четырех регионов: Ярославской, Новгородской, Московской и Ленинградской области», - добавили в пресс-службе ФРИИ.
Вкладывать в своих специалистов
Сейчас квалифицированных кадров не хватает не только создателям решений для цифровизации, но и бизнесу, который эти технологии внедряет. Заметна также тенденция к росту объема разработки внутри предприятий, компании стремятся наращивать внутреннюю IТ-экспертизу, отмечает HR бизнес-партнер компании «Цифра» (входит в ГК «Ренова») Ольга Ионова.
По словам эксперта, ВСЕ ОСТРЕЕ СТАНОВИТСЯ ВОПРОС НЕХВАТКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ, А ТАКЖЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СТЫКЕ ТЕХНОЛОГИЙ
Например, сотрудника по анализу данных (data science) сложно назвать разработчиком в привычном понимании, это скорее математик с высокой способностью к анализу данных и умением программировать.
«С ростом объема данных очевидна потребность в людях, умеющих эти данные анализировать, структурировать и делать выводы, повышающие эффективность бизнеса в любой отрасли, и особенно в промышленности. Здесь важно не только знание математики, навыки программирования, но и понимание промышленных процессов. Например, как плавится сталь или перерабатывается нефть, и как к этим процессам можно применить технологии промышленного интернета вещей или искусственного интеллекта», - говорит О. Ионова.
Кроме того, продолжает она, компании, начавшие цифровую трансформацию, сталкиваются с проблемами дефицита экспертов, особенно в узкоспециализированных областях. Не хватает как лидеров цифровых направлений, который могут возглавить процесс, так и специалистов конкретных подразделений, которые понимали бы суть и перспективы новых технологий.
«Согласно нашему исследованию по цифровизации промышленности, 40% ПРЕДПРИЯТИЙ ЛИБО ИМЕЮТ ВЫДЕЛЕННУЮ ДОЛЖНОСТЬ «ДИРЕКТОР ПО ИННОВАЦИЯМ/ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ», ЛИБО РАСПРЕДЕЛЯЮТ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СРЕДИ ТОП-МЕНЕДЖЕРОВ
Это огромный потенциал для развития соответствующих компетенций», - пояснила О. Ионова.
Для того, чтобы изменить ситуацию, все участники цифровой экосистемы сейчас активно вкладываются в развитие собственных специалистов. Компании создают центры цифрового лидерства, digital-лаборатории, устраивают хакатоны. «Мы в «Цифре» осенью запускаем бесплатный онлайн-курс о цифровых технологиях и о том, как их можно применить в промышленности», - добавила О. Ионова.
Читайте далее: О профессиях будущего и профессиях без будущего
Директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group Дмитрий Бессольцев также обращает внимание на дефицит управленцев, которые способны представить, предложить и спланировать для своих компаний современные способы решения ключевых бизнес-задач.
Главная из них – рост конкурентоспособности предприятия, в том числе на падающем рынке, при мгновенно меняющихся внешних и внутренних условиях, при постоянных вызовах. «Чтобы сделать это, управленцы должны обладать и экономическим, и технологическим бэкграундом. Только сочетание наработанного опыта в этих сферах позволит им благополучно спланировать, запустить и довести до конца последовательную цепочку IТ-проектов, безболезненно трансформирующих практически любой крупный и средний бизнес», - говорит Д. Бессольцев.
Эксперт подчеркивает, что эти проекты должны быть основаны именно на технологиях, а не на введении крайне болезненных организационных изменений, порождающих сопротивление коллектива и оказывающихся почти бесполезными.
Миллионный дефицит
По расчетам ФРИИ, в зависимости от темпов цифровизации экономики нехватка IТ-кадров к 2027 году составит от 1,1 млн человек (при текущих темпах развития) до 1,8 млн – при ускоренной трансформации отраслей, что подразумевает рост количества специалистов до числа, сопоставимого со странами-лидерами цифровизации (США, Великобритания, Германия).
Фонд посчитал, что ЕЖЕГОДНАЯ НЕХВАТКА КАДРОВ СОСТАВЛЯЕТ ОТ 99 ДО 168,2 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. ДЛЯ ЕЕ «ЗАКРЫТИЯ» СИЛАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НЕОБХОДИМО ПОВЫСИТЬ ЕЖЕГОДНОЕ ЧИСЛО ВЫПУСКНИКОВ В 1,6 - 2,76 РАЗ
«Это будет непросто сделать, учитывая влияние, которое оказывает на российское образование и рынок труда "демографическая яма" - так, к 2027 году объем наиболее активного трудоспособного населения в возрасте 20-29 лет снизится на 29%», - рассказали в пресс-службе фонда.
Указанные цифры относятся к IТ-кадрам разных профессий (разработчики ПО, тестировщики, аналитики, дизайнеры, маркетологи, администраторы и пр.), и доля предпринимателей среди них относительно невелика - не превышает 1% от всего числа специалистов в России.
«В сфере IT-предпринимательства ощущается, по нашему мнению, нехватка не людей, а компетенций. Даже тем, кто создает стартапы, зачастую не хватает таких знаний как инициативность, ориентация на результат, коммуникации и умение вести диалог, умение действовать в канве проектного подхода. Большинство проектов проваливаются не из-за технологических трудностей, а из-за нехватки этих так называемых «софт-компетенций», - сообщили во ФРИИ.
В фонде уверены в необходимости создания не отдельных образовательных продуктов, а целой экосистемы образования в сфере IТ и технологического предпринимательства. Для этого нужно внедрить в систему профессионального образования целый ряд разнообразных форматов, нацеленных на вовлечение студентов в эту сферу, получение первичного опыта реализации отдельных задач, проектов и коммерческих цифровых продуктов. Важно также обеспечить взаимосвязь студентов и вузов с работодателями.