СПО для бизнеса
Свободная модель разработки ПО получает с каждым годом все больше новых сторонников в разных странах. У нас рост популярности СПО отчасти объясняется усилением антироссийских санкций. И все же говорить о буме СПО в корпоративной среде пока еще рано. На вопросы «БИТа» об СПО отвечают эксперты ведущих компаний. Среди них Григорий Сизоненко, генеральный директор компании "ИВК". Григорий упоминает о вендорской техподдержке ОС Альт, которую официально осуществляет ALP Group.
Используете ли вы в своем бизнесе СПО? Да? Нет? Почему?
Действительно, бума свободного программного обеспечения на отечественном корпоративном рынке пока не наблюдается. Но это вопрос времени. Ориентация на СПО – это устойчивый мировой тренд, который неизбежно охватит и российскую ИТ-индустрию. Включение компонентов СПО в программные продукты существенно сокращает временные и денежные затраты на разработку софта, позволяет создавать программные продукты на пике современных технологий. И задача государства – встроиться в этот мировой тренд. Россия в отрыве от мировой разработки не в состоянии решить задачу технологической независимости.
Если вы слышите призывы создать отечественный софт с нуля исключительно силами своих разработчиков – например, «национальную» операционную систему, – вы слышите голос людей, которые не понимают, что такое разработка сложных систем. Они прокладывают путь в никуда. Такой проект либо затянется на несколько десятилетий и даст на выходе безнадежно устаревший продукт, либо потребует бюджета, сравнимого примерно с бюджетом государства. И как, работая в изоляции, разработчики собираются заинтересовать производителей периферийных устройств и прикладных программ создавать драйверы и версии своего софта под «национальное» ядро операционной системы? Подобными вопросами агитаторы «самостийного» ПО вообще не задаются.
Только использование свободного ПО может реально обеспечить нашей стране технологическую независимость в сфере ИТ. Работая с нашими заказчиками, среди которых – органы власти, госкорпорации, силовые структуры, мы видим: интерес к СПО в России растет, программные продукты на основе СПО все чаще одерживают победу в открытых тендерах над зарубежными проприетарными продуктами.
Но для множества отечественных пользователей и даже ИТ-специалистов тема СПО нова и малопонятна. И, как это часто бывает, ее сопровождают заблуждения и мифы. Они серьезно тормозят развитие рынка отечественного софта, стоят стране колоссальных затрат времени и государственных средств, создают опасную иллюзию технологической независимости государства. Например, изрядная часть отечественного рынка убеждена: свободное программное обеспечение – бесплатное и «ничейное». А значит, можно взять любые компоненты из международных проектов разработки СПО или вообще готовый программный продукт (например, дистрибутив операционной системы из зарубежного репозитория Red Hat, Debian или SUSE), сделать небольшие доработки – и готова отечественная технологически независимая ОС! СПО представляется чем-то вроде идеальной палочки-выручалочки. Можно быстро и без особых затрат отказаться от ПО Microsoft, успешно отчитаться о реализации госпрограммы импортозамещения и даже комммерциализировать свое программное детище, выведя его на внутренний рынок.
Без особых затрат? Это самообман, заблуждение. Свободное ПО отнюдь не бесплатно. В его создание вложены миллионы человеко-часов, эти проекты финансируются – в том числе, и крупными разработчиками проприетарного ПО, которые используют результаты труда команд СПО в своих продуктах. Условия использования СПО всегда регламентируются разнообразными лицензиями. Поэтому создать отечественные продукты «на халяву», просто присвоив себе чужой труд, – это утопия. Кроме того, если вы не управляете технической политикой развития проекта, а выбираете роль потребителя, вы добровольно впадаете в зависимость от зарубежных разработчиков. Будете вынуждены потреблять то, что дают, с постоянным риском, что введут очередные санкции и давать перестанут. О какой технологической независимости здесь можно говорить? Такие люди ведут себя, как индейцы, которых белые покорители Америки покупали стеклянными бусами. И они отдавали свои богатства, свою независимость.
К сожалению, по такому провальному – гарантированно провальному! – пути уже пошло немало госкорпораций и других госструктур. Достаточно вспомнить проект ОС «Синергия», которую уже много лет пытается разрабатывать «Росатом» в партнерстве с РЖД. ИТ-специалистам, которые сотрудничают с госкорпорациями, удается убедить руководителей в том, что самостоятельная разработка – это единственный выход. Из госбюджета выделяются немалые средства, и стартует проект по созданию «первой 100% отечественной» операционной системы, которая под брендом госкорпорации решит задачу импортозамещения.
Такие проекты могут длиться бесконечно, с неизменным статусом «продукт почти готов». Руководителям высоких рангов демонстрируют работающую версию, в которую осталось внести «небольшие доработки», и принимается очередное решение об инвестициях в продукт. Когда деньги вновь заканчиваются, выясняется, что надо «докрутить» еще буквально чуть-чуть. И средства из госбюджета выделяются вновь… И ведь программисты не обманывают! Они действительно будут работать, доводить продукт до промышленной реализации. И доведут. Только продукт к тому времени уже морально устареет и не будет нужен потребителю.
Подобные проекты – глубочайшая ошибка! Люди, которые их инициируют, вводят в заблуждение и руководство корпораций, и руководство страны, вредят отечественной ИТ-индустрии: они создают иллюзию легкого решения задачи по переходу на свободное программное обеспечение, по факту задачу не решают и при этом отнимают хлеб у профессиональных разработчиков. Это совершенно недопустимое разбазаривание государственных средств. Я бы на месте российского руководства запретил корпорациям заниматься непрофильной деятельностью, связанной с ИТ.
Пользуетесь ли вы только СПО или только проприетарными продуктами? Или комбинируете их друг с другом?
«ИВК» объединяет в своем бизнесе свободное ПО и проприетарные разработки, создавая программные продукты, которые нужны нашим заказчикам и государству. Свободное программное обеспечение для нас – это инструмент, с помощью которого мы решаем задачу технологической независимости России в области информационных технологий. Например, компоненты СПО применяются при создании операционной системы «Альт 8», СП для серверов и рабочих станций и межсетевого экрана с расширенной функциональностью «ИВК Кольчуга».
Большинство своих программных продуктов мы пишем на языке С. И лишь небольшая часть разработок, ориентированных на открытые рынки, создается на JAVA. Работа с этим языком ускорят разработку программных продуктов, но возникают проблемы с их сертификацией по требованиям безопасности. И, поскольку мы много работаем для сегмента корпоративного рынка, который связан с обработкой конфиденциальной информации, для этих заказчиков мы создаем проприетарные продукты на С.
Правда ли что качество продуктов и техподдержки СПО заметно улучшилось в последние годы?
Да, правда. И это естественно: чем больше продуктов выходит на рынок, тем более развитой и совершенной становится система их поддержки. Но обеспечивать ее могут только компании, для которых разработка ПО – профильный бизнес. Мы живем в России, в стране с огромной территорией. И для всех пользователей, в какой бы точке страны они ни находились, надо обеспечить равные условия техподдержки. Если для компании эта деятельность непрофильная, она сможет организовать максимум техподдержку первого-второго уровня. На проработку глубоких требований к работе приложений, вплоть до внесения серьезных изменений в код, им просто не хватит компетенций. Например, сеть техподдержки семейства отечественных операционных систем «Альт» развернута в 300 городах страны. Пользователи практически из любой географической точки могут обратиться к компетентным специалистам, которые решат задачи любой сложности. Причем задачи не только по поддержке самой операционной системы, но и СУБД, и прикладных программ – в режиме «одного окна». Наш партнер, компания ALP Group, построил по такой схеме свои услуги, чтобы избавить заказчика от традиционного «футбола» между техподдержками нескольких вендоров.
Одновременно мы, как разработчики операционной системы, плотно работаем с производителями отечественной вычислительной техники, с разработчиками процессоров. Вместе решаем вопросы совместимости ПО и «железа».
Что вы считаете необходимо в СПО еще развивать, а чем стоит пользоваться уже сейчас?
Развивать надо все, что необходимо пользователям. Но, когда разработчик выводит на рынок продукт, он должен гарантировать потребителю, что и впредь будет решать как минимум три задачи:
- поддерживать постоянно развивающиеся аппаратные платформы;
- поддерживать обратную совместимость: приложения, написанные под определенную версию операционной системы, должны так же успешно работать на ее новых версиях;
- и самое главное – что жизненный цикл программного продукта (в частности, операционной системы) будет составлять не три-четыре года, а 20-30 лет.
А если вы не в состоянии решить эти минимальные задачи, не влияете на техническую политику разработки, не владеете ее инфраструктурой, «перелицовываете» зарубежный софт – не выводите свой продукт на рынок. Не обманывайте потребителя!
Согласны ли вы с тем, что в будущем СПО станет доминировать в корпоративной среде?
СПО – это массовый и базовый тренд нашего времени. Зарубежные компании очень активно используют в разработке своих продуктов плоды трудов международных проектов разработки СПО. По-другому серьезный софт сегодня уже не разрабатывается. Он мощный, сложный, и создавать его в одиночку с нуля нереально: получится неоправданно долго и неоправданно затратно.
Но проекты разработки свободных программных продуктов не существуют «самотеком». Развитием каждого из них надо управлять. Это, кстати, очень хорошо понимают американцы, которые инвестируют в эти проекты немалые средства.
На мой взгляд, было бы правильным создать отдельную государственную структуру, ответственную за работу с рынком свободного программного обеспечения. Надо поставить этому органу задачу обеспечить включение российских специалистов в правление проектов СПО, которые представляются полезными для отечественных разработчиков и пользователей. А задача максимум – возглавить эту разработку. Я не понимаю, почему этого не происходит. Пока люди в высоких кабинетах не желают разбираться в существе проблемы, страна теряет шансы – вполне реальные шансы, учитывая высочайшие компетенции и интеллектуальный потенциал российских ИТ, стать одним их мировых технологических лидеров.