директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group

Тренды 2019-2022 на ИТ-рынке

Статьи 10 ноября 2022 Как мы на Яндекс Почту мигрировали: кейс ALP ITSM
ALP ITSM обеспечивает IT-поддержку компаниям разного масштаба — от небольших офисов с 20 сотрудниками до международных фастфуд-гигантов. Мы помогаем нашим клиентам находить выгодные IT-решения, подбираем и устанавливаем оптимальные сервисы. Но недавно мы сами оказались в ситуации, когда нужно было отказываться от привычных решений и искать новые варианты. Рассказываем, как наша компания численностью 120 сотрудников переходила на отечественный почтовый продукт и что из этого вышло.
Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.

В короткой публикации на портале "ИТ-текст" Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group, говорит не только о трендах 2019-2022 годов. Но и об угрозах, которые могут отменить их действие. И развернуть ИТ-рынок совсем в другую сторону.

  1. Что будет определять развитие рынка ИТ в 2019 в России? Какие ключевые тренды вы ожидаете увидеть?

Один из главных трендов – импортозамещение в ИКТ. Оно определяет развитие ИТ-рынка с конца 2014 года. И будет влиять на него вплоть до 2022. А, скорее всего, и дольше. Этот сильный и непростой тренд «отвечает» за динамику развития сразу нескольких важных областей: разработки отечественного программного и аппаратного обеспечения, его ИТ-обслуживания (например, сервисным компаниям приходится адаптировать свои процессы к поддержке российского и «свободного» ПО, дообучать и переобучать специалистов). 

Он влияет и на ИТ-службы государственных компаний – у них появляется много сложных, трудоемких, часто совершенно незнакомых задач. От правильного выбора и тестирования стэка импортонезависимых продуктов, до обучения штатных ИТ-специалистов и пользователей работе с готовыми решениями. От внимательного планирования «пилотных проектов» по внедрению российского ПО до их качественной поддержки при тиражировании на 10 000 рабочих мест. 

В администрациях городов, областей и краев появляются ответственные за результаты импортозамещения (и цифровой трансформации) – губернаторы и другие высокопоставленные чиновники, которым, в любой момент могут задать вопрос о том, как продвигаются эти процессы в реальности – в конкретном городе или области. И, наконец, тренд сильно влияет на все частные ИТ-компании,инвестировавшие немалые средства и ресурсы в надежде на массовый старт импортозамещения.

С импортозамещением тесно связана цифровая трансформация. Фактически, они идут рука об руку. Крупные коммерческие корпорации успешно «оседлали» этот тренд уже несколько лет назад – задолго до появления его «официального названия». И заставили его работать на благо бизнесу, получая реальные конкурентные преимущества (например, тщательно выстроенная аналитика выкладки товара и покупательной способности посетителей во «ВкусВилле»помогает им лидировать в своем сегменте рынка). 

Кроме того, крупные и передовые средние коммерческие предприятия привыкли и не боятся экспериментировать – особенно в том что касается технологий. Они используют в повседневной работе подходы Agile и DevOps, привлекая на время таких «трансформационных» проектов небольшие внешние команды из зрелых сервисных компаний. И объединяя их с собственными специалистами. Чтобы, например, проще и быстрее создавать любое количество тестовых и «боевых» сред, нужное для проверки гипотез и вариантов решений. А потом автоматизировать управление новой ИТ-инфраструктурой, получая готовую экспертизу.

Третий важный тренд – повышенное внимание крупных государственных и коммерческих заказчиков к принципиально новой, более выгодной и пластичной ИТ-инфраструктуре 2.0 (+40% запросов к специалистам нашей компании, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). 

Крупные коммерческие предприятия предпочитают строить еес помощью более гибких и доступных сегодня Open Source-компонентов. Госкомпании - на базе проверенного и успевшего зарекомендовать себя российского ПО (ОС «АЛЬТ», СУБД PostgresPro, СЭД Docsvision, CommuniGatePro и др.). И та, и другая категория заказчиков с помощью новой ИТ-инфраструктуры достигает сразу двух целей: готовится к проектам по внедрению и поддержке импортонезависимого ПО и экономит на ИТ-бюджетах без потери в качестве технологий. Потомучто с 2014 года и по настоящий момент бюджеты постоянно срезаются – это уже данность.

Четвертый тренд логически связан с третьим. Это рост спроса на квалифицированных системных администраторов, умеющих работать с программно-определяемой и программно-управляемой «инфраструктурой нового времени». Не задавая ИТ-изменения в интерфейсе, а дописывая и контролируя их результаты самостоятельно. Думаю, этот спрос – параллельно с вниманием к ИТ-инфраструктуре 2.0 в ближайшие три года будет только нарастать.

2. Что мешает/угрожает развитию рынка ИТ в России? Есть ли такие угрозы вообще?

Угроз несколько. Во-первых, это срыв запуска массового импортозамещения в ИКТ. Остановка на уровне единичных ИТ-проектов из-за отсутствия целевых бюджетов и четких приоритетов. И постепенное выгорание этой перспективной ниши – отток из нее квалифицированных специалистов и зрелых ИТ-компаний, которые осуществляют и сложные внедрения, и дальнейшую квалифицированную поддержку импортонезависимого ПО. Отток запланированных инвестиций и частичная потеря инвесторами уже вложенных средств. Сейчас, в конце года, эта угроза, похоже, ослабла – появилась директива Силуанова, предписывающая крупным государственным корпорациям создать, наконец, точный план и двигаться по нему до 2021 года, постоянно отчитываясь. С ноября очень активно играются тендеры – так, например, мы выиграли сразу несколько: на работы для Федерального агентства связи, ДИТ Югры и Московского областного центра информационно-коммуникационных технологий. Но опасность, что перегорят все, кого государство невольно сделало «инвесторами импортозамещения» в ИКТ – российских разработчиков, системных интеграторов, сервисные компании, пока сохраняется.

Во-вторых, отсутствие ясной, официально заявленной Правительством связи между импортозамещением и цифровой трансформацией. К счастью, крупные государственные компании смогли на практике прояснить для себя эту связь – трансформировать, т.е. улучшать основную деятельность компании «на авось» нельзя. Потому что это требует серьезных изменений в ИС. А перед тем, как вносить эти изменения, стоит проверить и модернизировать «фундамент», т.е. сложную, территориально-распределенную ИТ-инфраструктуру с десятками филиалов по стране. И только потом приступать к пересмотру и автоматизации бизнес-процессов. А потом,наконец, к цепочке ИТ-проектов, улучшающих работу государственной организации.

Импортозамещение у госкомпаний становится практической частью цифровой трансформации в момент, когда они задумываются о перестройке ИТ-инфраструктуры. Или о постройке новой, с нуля. Проектировать ее, используя привычные проприетарные продукты, уже нельзя – санкции. Значит, нужно сразу использовать российское ПО уровня предприятия (ОС АЛЬТ, PostgreSQL, CommuniGate и др.). Это и выгоднее, и надежнее (у ПО есть вендорская техподдержка), и правильнее с точки зрения нормативной базы. Но гокомпаниям приходится нащупывать эту связь самостоятельно, путем дорогостоящих проб и ошибок. К тому же, нежелание Правительства четко проговорить связь «обрезает» возможный объем этой рыночной ниши. Которая может стать очень большой и прибыльной – такой же, как ниша импортозамещения в ИТ. Или больше, учитывая, что в цифровую трансформацию уже несколько лет подряд вовлечены крупные коммерческие предприятия.

Не стоит недооценивать и постоянные угрозы, негативно влияющие на ИТ-рынок. По разным данным, России не хватает 200 тысяч ИТ-специалистов. Мне кажется, это очень консервативная оценка – постоянный дефицит, как минимум, в два раза больше. Особенно, если говорить о квалифицированных кадрах, успевших наработать хороший практический опыт. А если импортозамещение и цифровая трансформация станут массовыми, потребность в зрелых специалистах возрастет еще в несколько раз! Российские вузы тут пока не помощники, несмотря на их усилившееся взаимодействие с российскими ИТ-компаниями. Дефицита кадров, который может подорвать весь ИТ-рынок, они не перекроют. 

В продолжение темы:


ИТ-Текст

Свежие новости и статьи

Статьи 5 сентября 2022 Импортозамещение и локализация ИТ-инфраструктуры. Что общего? И в чем отличия?
В чем разница между импортозамещением и локализацией ИТ? Для каких компаний подходят эти две стратегии? Значит ли их реализация, что от иностранного софта и оборудования нужно будет отказаться полностью? Разобраться в теме помог Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM.
Статьи 22 августа 2022 Топ-5 рекомендаций для CEO: как локализовать IT-инфраструктуру?
Для компаний с центральным офисом в зарубежных странах санкционный кризис стал серьезным испытанием. При сохранении бизнеса в России нужно выделить IT-инфраструктуру локального офиса и сделать ее независимой и автономной от глобальной компании, объявившей об уходе из РФ. Этот «развод по-итальянски» требует четкого плана, ресурсов и крепких нервов. Как минимизировать риски, рассказывает Сергей Идиятов, руководитель направления консалтинга ALP ITSM, сервисной IT-компании холдинга ALP Group.
Статьи 11 мая 2022 Не можно, а нужно: рассказываем, как безболезненно перенести IT-инфраструктуру компании в российское облако. Кейс ALP ITSM
За последние два месяца российские компании столкнулись с различными сложностями, в том числе по части IT. Среди них — остановка продажи нового ПО, невозможность оплаты услуг западных сервисов, повышение цен на оборудование и всевозможные блокировки. ALP ITSM помогает клиентам найти решения, чтобы обезопасить IT-инфраструктуру в нынешних условиях. Делимся опытом миграции из зарубежных облаков в российские.
Статьи 1 апреля 2022 Автоматизируй это! Четыре бизнес-процесса, где нельзя обойтись без Service Desk. Когда компания растет, увеличивается и количество запросов от пользователей. Однажды это превращается в «снежный ком»: техподдержка не справляется с потоком, заявки теряются, время обработки обращений все дольше, пользователи недовольны. Знакомая ситуация? Тогда нужно срочно внедрять ServiceDesk. Разбираемся, чем может помочь эта система, и какие направления стоит автоматизировать в первую очередь.