В период до наступления экономического кризиса почти 23% бюджета в сфере информационных технологий отечественных торговых операторов выделялось на услуги аутсорсинга. Российские ритейлеры в числе первых ощутили на себе всю силу кризиса, что заставило их пересмотреть свои взгляды на инвестиции в сферу ИТ, отчасти свернув свои контракты с аутсорсинговыми компаниями. Однако установка на оптимизацию даже в те тяжелые годы все равно оставалась, поскольку ИТ аутсорсинг в короткий срок успел доказать свою эффективность и финансовую состоятельность.
В настоящее время российские ритейлеры еще острее осознали, что ценность собственного бренда, как и возврат вложенных в него инвестиций, в большой степени зависит от оптимизации расходов на создание ИТ инфраструктуры. Их внимание обращено в сторону гибких систем, максимально эффективно отвечающих на запросы пользователей.
Ключевыми пунктами для заказчиков всегда были и продолжают оставаться требования к системам обеспечения своей бизнес-деятельности. Изначально каждая торговая сеть стремится узнать, насколько эффективно внешней организацией будет организована работа информационных приложений в отдельной торговой точке. Кроме того, одним из наиболее важных параметров является масштабируемость предлагаемого аутсорсером решения, стабильность его функционирования и дальнейшие денежные вложения в обслуживание систем и их развитие.
В отечественных торговых компаниях большая часть ИТ систем базируется на российских разработках. Зарубежные профильные компании пока что не заняли столь же высокие позиции, которые они имеют на Западе, где их контракты порой равны нескольким миллиардам долларов. Крупным иностранным аутсорсерам невыгодно обслуживать системы, созданные российскими интеграторами. К тому же эти программные решения обычно учитывают отечественные локальные процессы в торговле, незнакомые западным компаниям.
IT аутсорсинг в российском ритейле можно условно разделить на несколько уровней:
- предоставление базовых услуг - обслуживание и ремонт оборудования, а также профилактика устройств;
- сервисное обслуживание ИТ систем - CRM и ERP, а также различных фронтальных решений;
- обеспечение непрерывности бизнес-процессов - не только обеспечение функционирования вверенных систем, но и знание клиентского бизнеса.