В настоящее время распространены три основные вида аутсорсинга в области ИТ. Самый популярным видом или формой в нашей стране является ресурсный аутсорсинг, иначе еще называемый аутсорсингом персонала. При этой форме аутсорсинга, клиентская компания использует аутсорсинговую фирму в качестве агента, отвечающего за подбор высококвалифицированных рабочих кадров. Таким образом, используя внешний ресурс, заказчик сам их контролирует и управляет, а следовательно, и сам за отвечает за результаты их деятельности. Аутсорсер же обязуется обеспечить клиента ресурсами необходимого уровня квалификации и своевременно заменять их, если потребуется (например, на время отпуска или болезни работника).
Другая форма ИТ аутсорсинга несколько сложнее, чем первая, зато она является более эффективной. При функциональном аутсорсинге внешняя организация полностью осуществляет все функции, которые передает ей клиентская компания. В этом случае, критерии работы аутсорсинговой фирмы, в число которых обязательно входят скорость реакции при возникновении непредвиденной ситуации, возможность участия в решении нестандартных проблем и многие другие, заранее обсуждаются и фиксируются в специальном соглашении между компаниями. Именно функциональный аутсорсинг позволяет предприятию-клиенту значительно повысить эффективность управления расходами на ИТ и повысить качество сервисов.
Комплексная форма аутсорсинга — стратегический ИТ-аутсорсинг. В этом случае происходит общая передача управления всеми ИТ-службами внешней организации.
Все же сейчас более востребован ресурсный аутсорсинг, хотя функциональная форма ИТ аутсорсинга является и более эффективной, и более современной. Такое положение дел возможно объяснить тем, что некоторые предприятия пока не готовы выделить требуемое количество времени для того, чтобы разработать подробный план взаимодействия с аутсорсинговой фирмой. Руководство таких организаций не совсем представляет, какие именно им требуются сервисы и режимы работы. Также все еще живы опасения потерять управление сосбственной ИТ инфраструктурой или риска потери конфиденциальной информации. Из-за этого топ-менеджмент и останавливает первичный выбор на аутсорсинге персонала, даже если он и обходится намного дороже функционального аутсорсинга.
Эксперты считают, что бурное развитие функционального ИТ аутсорсинга на отечественном рынке еще впереди, но для этого руководство предприятий России должно последовать примеру иностранных бизнесменов и осознать все перспективы и, особенно, прозрачность процессов и выгоду при использовании функционального аутсорсинга, равно как и прочих основных видов аутсорсинга.